Заур Цогоев и Людвиг Джиоты

нас не было денег, но зато был настрой": режиссер из Осетии о съемках фильма на айфон

353
(обновлено 18:25 21.05.2020)
Короткометражный художественный фильм с длинным названием "Пробую в тысячный раз, или Очередная неудача" снят режиссером Зауром Цогоевым по сценарию Урузмага Засеева и Людвига Джиоты. Премьера фильма состоялась в Instagram

Выпускник московской высшей школы кино "Арка" Заур Цогоев снял свой новый фильм на айфон прошлым летом в столице. Смешная и злободневная короткометражка повествует об отношениях сценариста (главного героя) с продюсерами, чьи образы и монологи сознательно утрированы, но в целом отражают современные реалии в подходе к "актуальным" темам в кинематографе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с режиссером Зауром Цогоевым о новом фильме.

– Где проходили съемки фильма?

– Фильм по этому сценарию я хотел снять как дипломный проект, но мне не дали это сделать по соображениям политики школы (московская высшая школа кино "Арка" - ред.), поэтому я решил, что сделаю это позже самостоятельно. И вот однажды мы собрались и поняли, что пора. Фильм был снят за один день в пространстве Арт-плей в Москве.

Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты

– Почему решили снимать фильм на айфон?

– Все просто – снимать на профессиональную камеру у нас не было возможности. У нас был только настрой. Да и пошла такая волна среди режиссеров: например, Содерберг снял фильм на айфон (фильм Стивена Содерберга "Не в себе" вышел в 2018 году – ред.). Но тут нужно понимать, что такие эксперименты в киноиндустрии не означают, что берется айфон, и все остальное не нужно. К айфону прилагается все то же киношное оборудование, техника, люди и бюджет.

А мы снимали действительно только на айфон и звук писали на айфон и использовали тот свет, который был – без дополнительного осветительного оборудования. У нашего продюсера Юлии Васильевой был на тот момент десятый айфон, и мы начали съемки. Но скажу честно, что такие эксперименты не по мне: с айфоновскими файлами тяжело работать – они далеко не 4К (4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4 тысячи пикселей по горизонтали – ред.). Поэтому фанаты айфонов, не обольщайтесь (смеется – ред.). Сняли мы за один день, а монтаж длился почти год. Но я думаю, что все завершилось именно тогда, когда надо было: сейчас все перешло в онлайн-формат, и премьера нашего фильма в Instagram гармонично вписалась в сегодняшние реалии.

Заур Цогоев на съемках
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев на съемках

– Означает ли это, что фильм планируется показывать только в социальных сетях, так как показывать на большом экране качество не позволит?

– Нет, фильм можно так "просчитать", что качество вполне вытянет и большой экран. Кстати, в таком виде фильм смотрится даже круче, потому что на фоне вставлены разного рода приколы, которые невозможно увидеть, если смотреть фильм на экране телефона. Но такой формат лишил нас возможности участвовать в кинофестивалях, потому что люди, которые занимаются продвижением кино на фестивали, сказали, что фильм нужно перемонтировать. Мы отказались это делать и решили просто опубликовать фильм в социальных сетях.

– Просчитывали ли вы возможные риски подобного кино? Например, реакцию продюсеров, которые посмотрят фильм и решат, что вы не уважаете индустрию?

– На самом деле мы уважаем киноиндустрию, поэтому и делаем такие фильмы. А если бы мы не уважали индустрию, то нас бы просто в ней не было. Такой же вопрос я могу задать продюсерам, режиссерам и всем тем, кто выдает ложное за реальное, снимая фильмы с огромными бюджетами, и потом на интервью пытаются убедить зрителя, что на самом деле это очень крутое кино, а зритель просто плебей и не понимает высокое искусство.

У нас есть уважение к настоящему кино, мы не стараемся угодить кому-то, а снимаем то, что считаем нужным. Правда может быть жесткой, но она нужна, если это правда. И если говорить глобально, то фильм не только о продюсерах, он касается всех, кто сидит в кресле руководителя и не знает ничего о своем условном заводе. Это реальная проблема, когда на руководящих постах в разных сферах находятся люди, которые пришли не по зову сердца, а потому что их туда поставили, либо они просто играют в это. Мне такие люди напоминают сбой в монтаже, когда картинка отстает от звука, или звук от картинки – то есть, у таких людей слова всегда расходятся с делом.

Снимая кино, мы получаем удовольствие от самого процесса, а не от результата. Ведь завтра он может быть позитивный, а потом – все будет наоборот.

– Можно ли сказать, что этот фильм – крик души после реальных неудач в переговорах с продюсерами?

– Крик души? Нет. Мы не из тех, кто обижается. Мы всегда стараемся здраво оценивать ситуацию. Фильм – это всего лишь наш жизненный опыт, наблюдение за людьми, проживание похожих ситуаций. Мне кажется, что некоторые люди слишком преувеличивают значение своего статуса вместо того, чтобы постигать себя как личность. Поэтому к старости и к смерти многие разочаровываются, ведь все это отвлекает от того, чтобы начать смотреть в себя, становиться лучше, сильнее и мудрее.

– Расскажи о том, как подбирались актеры.

– С подбором актеров у нас не возникло никаких сложностей: мы нашли типажных актеров, которые подходили по характеру, и, на самом деле, именно актеры сделали этот фильм. Все они очень классные ребята, и я очень им благодарен. Это простые и общительные люди, которые легко и просто согласились отправиться с нами в это плавание. Это люди, которые действительно любят кино и готовы поддержать тебя, даже если ты без денег. Конечно, очень важно, когда ты можешь достойно оплачивать труд актеров, но они понимают, что если они не будут поддерживать молодых, то в какой-то момент все это остановится… И если им нравится идея, то они идут за тобой даже без гонорара.

– Какой у тебя прогноз касательно индустрии кино после того, как закончится эпидемия?

– Как все закончится, я не знаю, понимаю только, что все это неплохо, потому что людям есть о чем задуматься. Неважно, искусственно создан вирус, или это реально кара Господня, я не знаю. Но мои предки от простуды точно не умирали, они умирали от более благородных и воинственных причин. Лично я уже семь лет никаких таблеток не пью, к врачам не хожу и абсолютно здоров. Я это знаю и прекрасно себя чувствую. От страха снижается иммунитет, а от смеха укрепляется, так что позитивные эмоции очень полезны.

Что касается кино, то мне кажется, что влиятельные студии и сейчас продолжают снимать, может быть только с перерывами. А вот с кинотеатрами все печальнее. Когда все закончится, то мне кажется, люди еще около полугода на подсознательном уровне будут продолжать бояться ходить в общественные места. Конечно, Владикавказа это не касается – тут ничего особо не изменилось. Поэтому кинотеатры будут в бедственном положении, но потом придет момент, когда люди соскучатся по живому общению, и начнется кинотеатральный бум.

А в целом киноиндустрия перестроится, да и люди должны перестроиться, потому что сегодня нам навязана паразитирующая модель жизни. Люди, как саранча, потребляют все, что хотят, и это происходит настолько быстро, что у людей даже нет времени почувствовать вкус того, что они потребляют – хапнул, пошел дальше и даже не осознал. И это проблема будет только нарастать для будущих поколений. Я считаю, что опасность вируса слишком преувеличена: природа не создала человека, чтобы потом уничтожать его разными изощренными способами. Скорее, человек сам это делает и поэтому несчастен. А надо быть счастливым и радоваться всему, что происходит: и дождю, и солнцу, и снегу. Во всем надо искать плюсы, а минусы и так у всех есть. Как минимум, дым рассеется, пыль осядет, и мы увидим, кто как и где "дышал". Мы живем в безумное время.

– Может быть ты придумал кино на эту тему?

– Я не стремлюсь снимать фильмы, которые приносят боль. Нельзя играть с болью. Такие фильмы надо показывать, когда для них приходит время – для назидания и как урок. А во время потрясений снимать фильм про потрясения? Люди и так в стрессе, да уже и снято множество таких фильмов, которые в каком-то смысле подготовили почву.

Но может быть, я бы и снял комедию о последствиях пандемии, но в целом мне не близок жанр, в котором человечество погибает из-за маленького вируса.

Человечество должно процветать. Каждый человек должен понимать, для чего он родился в данном конкретном месте, и тогда весь механизм земли и вселенной будет крутиться правильно. А пока, все расшатано и разболтано.

В 2019-м фильм Заура Цогоева "Кража" был показан в Каннах в рамках показа альманаха минутных короткометражных Инстаграм-фильмов на тему "Милосердие – капитал будущего", организованного "Роскино" при поддержке Сбербанка.

В Осетии Заур Цогоев стал известен после выхода короткометражного фильма "Исповедь", в которой главную роль (как и во всех картинах режиссера) сыграл Людвиг Джиоев.

Дипломный фильм "Live" был показан в Москве в высшей школе кино "Арка".

353

В Северной Осетии еще четыре человека скончались от COVID

113
(обновлено 10:09 30.05.2020)
На утро субботы в республике зарегистрировано 2957 случаев заражения, из них 51 с летальным исходом

ЦХИНВАЛ, 30 мая - Sputnik. За сутки в Северной Осетии скончались еще четыре человека от коронавирусной инфекции, общее число погибших - 51 человек.

Всего в республике выявлено 2957 случаев заражения COVID-19, новых случаев заражения 50.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Роспотребнадзор РСО-Алания (@rospotrebnadzor15)

"Всего под медицинским наблюдением на самоизоляции остаются – 1155 жителей республики. Сняты с медицинского наблюдения (самоизоляция) - 6741 человек", - сообщает Роспотребнадзор.

  • 926 человек находятся на амбулаторном лечении
  • 95 человек проходят лечение в медицинских учреждениях республики
  • 1885 человек выздоровели
  • 51 человек скончался

Согласно данным на 30 мая в России число подтвержденных случаев коронавируса составило 387 623. От COVID-19 умерло 4374 человек, поправились 159 257.

113
Темы:
Пандемия коронавируса
Инклюзивная выставка Искусство быть

"Стены между нами нет": во Владикавказе открылась инклюзивная выставка

124
(обновлено 20:13 29.05.2020)
Во Владикавказе проходит выставка "Искусство быть", которая является частью инклюзивного проекта "Мои идеи — твое воплощение", Подробнее о выставке - в репортаже корреспондента Sputnik Анны Кабисовой

Выставка была открыта в онлайн-формате в день всероссийской акции "Ночь музеев" фондом "Аланика" в партнерстве с ГЦСИ на средства Фонда президентских грантов.  

По словам организаторов, с одной стороны, открытие состоялось в неподходящее время, так как многие объекты интерактивные и требуют присутствия живого зрителя.

"С другой стороны – в самое, что ни на есть подходящее, ведь внезапное переформатирование нашей привычной социо-культурной жизни из сферы реального в сферу виртуальную, поместило нас в одну систему координат с людьми, для которых вся их жизнь – это режим изоляции – в квартире ли, или в собственном сознании. В связи с особенностями здоровья они не имеют возможности прийти на выставку, или на концерт в филармонию, выйти на прогулку, сходить в магазин, просто, встретиться с друзьями. Когда, если не сейчас, в эти дни вынужденного сидения взаперти, мы можем задуматься, прочувствовать, понять, собственной кожей ощутить, как непросто приходится преодолевать барьеры людям с проблемами здоровья".

Арт-объекты для выставки были созданы молодыми и известными художниками с учетом особенностей восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для людей с особенностями ментального развития.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

В состав выставки во Владикавказе вошли работы Вероники Павленко и студии "Особые художники" (Москва), Елены Рэмбо (Пермь), Ростана Тавасиева (Москва), Дарьи Боголюбовой-Кузнецовой (Москва), Маркуса Мартиновича (Москва – Дюссельдорф), Анны Семеновой-Ганц (Москва-Гамбург), арт- группировки "ЗИП" (Евгений Римкевич, братья Степан и Василий Субботины; Краснодар) и Леонида Тишкова (Москва).

Организаторы выставки выражают надежду, что "рано или поздно состоится открытие в реальности физической, и наше инклюзивное, интерактивное пространство, примет всех, кто любит искусство и стремится его понять".

Сокуратор выставки Лариса Гринберг рассказывает о том, как появился проект "Искусство быть":

– Само название "Искусство быть" имеет несколько интерпретаций: одно из них отсылает к одноименной книге немецкого философа, психоаналитика и психолога Эриха Фромма, который противопоставлял понятия "иметь" и "быть" как два фундаментальных способа существования. Согласно рассуждениям Фромма, человек идет или по направлению к "иметь", чем-то обладать, владеть, либо, по направлению к "быть" - к простому существованию. Всем известно, что человек имеет не только физические возможности для самореализации, но и психические: способность чувствовать, любить, рассуждать и активно действовать. И по сравнению с объектами владения, которые заканчиваются по мере их использования, психические ресурсы человека (эмоции, мышление, продуктивная деятельность) наоборот растут и развиваются при их использовании.

Движение по направлению к "быть" означает, что в жизни человек опирается на собственные силы: умение чувствовать, любить, анализировать, действовать. Мы также знаем, что одной из важных потребностей человека, является возможность быть включенным в группу: в микросоциум (семья) и макросоциум, которым является общественная жизнь. Инклюзия – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную культурную жизнь. Включением в социум является универсальной потребностью для всех людей.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

А вторая интерпретация названия "Искусство быть" связана с музейной практикой. За долгое существование музея произошла смена нескольких парадигм: "музей-храм", "музей-наследие" и "музей-человек". Сегодня музей не только хранилище, но и в большей степени катализатор социального диалога. Музей может сотрудничать с разными организациями – медицинскими и образовательными, что позволяет развивать взаимодействие специалистов из разных профессий. И мы все чаще поднимаем вопросы: искусство быть, искусство быть собой, искусство быть другим, искусство быть вместе в будущем. И выставкой мы предлагаем поразмышлять на эту темы и нашим зрителям.

О своей работе "Стена" рассказывает художник Леонид Тишков:

– В моем детстве самым любимым чтением была детская энциклопедия: десять желтых увесистых томов с множеством иллюстрацией и научно- популярными статьями. В шестом томе я увидел черно-белую фотографию, которая запечатлелась в моей памяти на всю жизнь. Слепоглухая девушка в строгом черном платье с кружевным воротником, лепит из пластилина дом, сани, и что поразительно, маленькую швейную машинку со всеми деталями. Прошло полвека и я снова открываю те страницы, на которых рассказывается история о слепоглухой Оле Скороходовой, ставшей впоследствии ученым и писателем, а для всех нас примером стойкости, отваги и оптимизма.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

Инсталляция "Стена" основана на книге Ольги Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". Эту книгу она писала несколько десятилетий, каждый раз дополняя ее новыми историями из жизни человека без зрения и слуха, и рассказывая нам о том мире за стеной, в котором ей приходилось жить. "Не имею слуха, не имею зрения, но имею больше чувств живых простор. Гибким и послушным жгучим вдохновением, я соткала жизни красочный узор. Если вас чаруют красота и звуки, не гордитесь этим счастьем перед мной. Лучше протяните с добрым чувством руки, чтобы была я с вами, а не за стеной". Взяв из стихотворения Ольги Скороходовой слово "стена" как образ, отделяющий нас зрячих и слышащих от незрячих и глухих, я построил стену, на которой расположены объекты: как найденные, так и сделанные мной специально, чтобы зрители могли видеть их только посредством только тех чувств, которыми обладают слепые люди.

Много лет назад я начал создавать тактильные скульптуры из текстиля, не предполагая, что их будут видеть незрячие. Но шаг за шагом, моя работа стала частью их мира. Рядом с каждым объектом находятся наушники, в которых можно слушать фрагменты книги Скороходовой. Я бы хотел, чтобы благодаря этой работе, мы все восприняли, почувствовали и поняли, что стены между нами нет, что все мы равные люди только с разными возможностями, которые могут быть безграничны, если мы протянем руки друг другу с добрым чувством.

О работе "Шалаш" рассказывает Степан Субботин из арт-группы "Зип":

– Как-то мы задумались над тем, что часто на вернисажах хочется спрятаться в укромное месте и остаться незамеченным, потому что открытие выставки – это всегда шумное и многолюдно событие. Мы вспомнили, что в детстве таким укромным местом всегда были шалаши, которые строились из сподручных материалов: стульев, одеял и так далее. И это то важное и безопасное пространство, которое ты можешь ощутить своим. Наш шалаш также сделан из обычных вещей: стульев, ковролина, подушек и большого полотна, которое мы сделали с группой "Особые художники" под руководством Вероники Павленко. Полотно является основой для нашего шалаша, оно получилось очень красивым и ярким.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

По необходимости, посетители выставки могут трансформировать шалаш, - важно, чтобы он был максимально коммуникабельным и ощущался не как произведение искусства в музее, а именно как твое личное пространство, которое ты всегда можешь переделать, или использовать так, как тебе хочется. Рисунки группы "Особые художники" подчеркивают теплоту и "домашнесть" шалаша.

Ростан Тавасиев рассказывает о своей работе "Нащупывая":

– По сути дела, эта работа – скульптура, вывернутая наизнанку. Мы берем пластическую форму, втягиваем ее внутрь самой себя, а снаружи у нас получается черный куб, в котором мы делаем два отверстия с противоположных сторон, и благодаря этим отверстиям, мы имеем возможность наощупь ощутить то, что находится внутри. Это сделано для того, чтобы поставить в одинаковые условия зрителя, у которого есть зрение и зрителя, у которого зрения нет. Получаются такие оптические иллюзии для ощупывания – тактильные оптические иллюзии.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

Маркус Мартинович "Постеры со словами, которыми ругается мама":

– Молодой художник родился в 2006 году в русско-немецкой семье. В раннем возрасте, врачи стали отмечать нестандартное развитие ребенка и ему был поставлен аутизм и тяжелая форма эпилепсии. Но болезнь не стала приговором, а послужила поводом создать свой собственный мир, наполненный живописными образами, невероятными домашними перформансами, экспрессивными автопортретами и инсталляциями.
Серия с постерами создана по мотивам домашних разговоров между Маркусом и его мамой. Контрастные цвета подчеркивают драматичное напряжение между выведенными детским почерком линиями и взрослыми словами, которые ярко запомнились художнику. Постеры представляют собой систему знаков, формирующих диалог в формате отсроченной художественной реакции на сигнал извне.

В рамках параллельной программы выставки будет организован круглый стол "Инклюзия – это иллюзия, эксклюзив или норма?" для представителей некоммерческих организаций, специалистов государственных бюджетных учреждений, в том числе музейной сферы и всех, кто интересуется вопросами создания и развития инклюзивной культуры.

Модераторами круглого стола выступят ведущие Школы медиаторов — эксперты БФ "Гольфстрим" и сотрудники Государственного центра современного искусства в составе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка "Искусство быть" – часть грантового проекта, победителя конкурса Фонд президентских грантов . Организатор – Фонд "Аланика", партнеры – ГЦСИ Владикавказ и благотворительный фонд "Гольфстрим" .

124

Доктор Комаровский рассказал об обмане с "лекарствами" от COVID-19

0
(обновлено 17:17 30.05.2020)
По словам телеведущего, в Сети появилось огромное количество объявлений о продаже неких целебных составов, но ни один из них не может спасти от COVID-19

ЦХИНВАЛ, 30 мая - Sputnik. Врач и телеведущий Евгений Комаровский заявил, что людей обманывают ,когда представляют целебные травы, как "суперпанацею". Об этом доктор заявил на своей странице в Instagram.

Так он ответил на вопрос о "действенных природных компонентах" против коронавируса.

"Все эти природные суперпанацеи — в большинстве случаев глобальный развод", - отметил Комаровский.

При этом доктор Комаровский отметил, что оптимальные природные компоненты - это это не мерзнуть, то есть на вас теплая одежда, в комнате чистый прохладный влажный воздух, природный напиток — вода, можно умеренно природные компоты, чаи или морсы. 

Телеведущий также напомнил о важности соблюдения правил личной гигиены. Особенно внимательно стоит относиться к мытью рук.

В России за весь период пандемии зарегистрировали 387 тысяч случаев инфицирования коронавирусом. От болезни излечились почти 160 тысяч пациентов, 4374 человека умерли.

0