Выставка Айры Кабуловой

Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

494
(обновлено 11:32 22.07.2019)
В арт-пространстве "Портал" во Владикавказе открылась выставка Айры Кабуловой. Выпускники СОГУ делятся впечатлениями от работ художницы

Айра — уроженка Южной Осетии. Получила художественное образование во владикавказском Художественном училище имени Азанбека Джанаева, а также в лондонском королевском арт-колледже Westminster Kingsway College и университете Chelsea College of Arts. 

На выставке представлены живописные работы разных периодов. Художница сознательно не называет свои работы, предпочитая дать зрителям возможность свободно их интерпретировать. Своими впечатлениями от выставки с корреспондентом Sputnik Анной Кабисовой поделились выпускники филологического факультета Северо-Осетинского государственного университета Бабкен Митарджян и Армен Абрамян.

Выставка Айры Кабуловой
© Sputnik / Анна Кабисова
Айра Кабулова

Портал в иное пространство

Бабкен Митарджян

— Выставку Айры в "Портале" я бы назвал порталом в иное пространство. При этом пространство неизвестное и неизведанное. Внутренний мир художника всегда загадка, а его выражение - своеобразный крик. На выставке сама неформальность обстановки гармонировала с неформальностью мировидения автора.

Иное пространство, показавшееся мне скорее грустным, но наполненное "зеркалами души" и сердцами. Наверное, поэтому некоторые образы не могли обойтись одним сердцем. Наверное, чтобы проникнуть в глубину сознания и ощущений художника, нужно видеть не несколько его картин. Возможно, что иногда достаточно бывает и одной. Но в этом случае пространство было расширено до своеобразной мистической глубины, в которой для меня на первом месте были глаза и сердца.

Выставка Айры Кабуловой
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка Айры Кабуловой

Много огромных и неповторимых глаз – живых взглядов, за каждым из которых воображение наблюдателя может построить бесконечный мир. Именно взгляд и его содержание, еле уловимая печаль бытия, составляли композиционный центр большинства картин, может быть, даже вырываясь из сюжета или первоначальной задумки. Но особенно меня впечатлили рисунки, вернее, наброски, и больше всего их естественность. Они притягивали взгляд подобно черновикам литературного произведения — самой загадочной части. Они, еще неисправленные, искренние и естественные, как мне кажется, дают больше всего понимания о том, что и как на самом деле чувствует автор.

Лабиринт Айры: беспокойные грезы доброго разума

Армен Абрамян

— При небольшом количестве работ, отобранных для экспозиции и моментальном опознавании индивидуального стиля художника (даже для того, кто случайно оказался в стенах компактного помещения), не происходит ожидаемого замыкания на тематической конкретике, не возникает чувства ограниченности видения автора и дискомфорта от ограниченности пространства самой галереи. При более же основательном рассмотрении картин, если и остаются какие-то перцепционные границы, то на тех рисунках, где карандашные контуры сознательно оставил сам автор.

Диапазон художественной свободы необъятен. Можно произвольно обозначить начальным пунктом – элитарного Франсиско Гойю и его шедевр "Сон разума рождает чудовищ", а конечным – анимационный фильм для всех возрастов "Коралина в стране кошмаров". Протяженность культурных точек отсчета и конца можно расширять исходя из личного интеллектуального и чувственного опыта, но все это будет условностью концептуальных подходов и попытками придумать удобоваримую матрицу для систематизации увиденного.

Выставка Айры Кабуловой
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка Айры Кабуловой

Подобный метод почти всегда входит в противоречие с методом творческим, редко ориентирующимся на какие-то четкие эталоны. В конкретном случае, это особенно очевидно, так как эта выставка вообще не про столкновение (или схождение) элитарного и массового. Да и у картин – объемно-ассоциативных, порой и сюжетных, располагающих к богатым возможностям интерпретирования, отсутствуют названия. Никаких подсказывающих тропок к пониманию: исключительно собственные сердце и разум.

В диспропорциях лиц на картинах, в их потусторонней природе, тем не менее, не ощущается собственно состояние страха, отсутствует нагнетаемая хорридность, ставшая благодаря популярным визуальным искусствам относительной нормой восприятия жизни как чего-то жуткого и несовершенного, враждебного по отношению к человеку. И сама художница – миниатюрная жизнерадостная девушка с необычным именем Айра - далека от образа мрачной повелительницы ночных кошмаров. Да, представленные миры, большей частью — мистические, искривленные, тревожные. Но в них нет липкого ужаса навязчивых состояний. Нет игольчатой паники депрессивных психозов. Своеобразие образов на полотнах сродни чему-то волшебному и сказочному, иносказательно и зеркально воспроизводящему действительность по эту сторону холста.

Выставка Айры Кабуловой
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка Айры Кабуловой

Одна из картин вдохновлена общественным движением "Бессмертный полк", но ее аллегорический масштаб выходит далеко за рамки избранной темы. Не умаляя силы реализации изначального замысла, работа содержит в себе сюжет в эстетике и тематическом абрисе магического реализма.

Или, например, портрет одного известного политика, на определенном этапе создания преломился через символику универсального онтологического свойства. Многие лица писались с натуры, но в какой-то момент кисть художника перестает запечатлевать вещи такими, какими мы привыкли их видеть. Словно бы пресытившись формальной искусственностью "естественных" очертаний, автор творит иную реальность: более естественную и точную.

Совмещая условно-привычное со стихийно-субъективным в некий самостоятельный цельный пласт новой реальности, населенной причудливыми монстрами, сюрреалистическими арлекинами, волшебными зверями (или их подобиями), автор как завороженный блуждает по лабиринту грез и фантазий. Сквозные образы и символы здесь, действительно, похожи на лабиринт, не имеющий тех самых граней и рубежей. Эффект усиливается и спецификой кругового расположения работ в галерее, имеющей гармоничное композиционное решение. И покидая зал, уносишь с собой не очередной комочек вязкой бездны, а то, что можно назвать беспокойными грезами доброго разума.

  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Выставка Айры Кабуловой
    Выставка Айры Кабуловой
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 6
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка Айры Кабуловой

Выставка Айры Кабуловой продлится до конца июля.

494
Комментарии
Загрузка...

Орбита Sputnik