Премия Курехина выставке Владей Кавказом!

"Вечный огонь" и "Труба": культурный рейтинг года в Северной Осетии

171
(обновлено 12:59 28.12.2018)
Журналист Sputnik Анна Кабисова составила свой субъективный рейтинг событий в сфере культуры, прошедших в 2018 году в Северной Осетии

Литература

Книга Ирлана Хугаева "Вечный огонь"

В марте 2018 года книжное издательство "ИР" выпустило книгу поэта и писателя, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Владикавказского научного центра РАН Ирлана Хугаева "Вечный огонь". В сборник вошли ранее опубликованные в журналах "Дарьял", "Журнальный зал", "День и ночь" повести, рассказы и миниатюры, а также новые произведения.

Комментируя название сборника, Ирлан Хугаев пояснил:

"Просто мне безотносительно всяких соображений нравится словосочетание "Вечный огонь". Это и звезды, и наше родное Солнце (потому что даже любая спичка зажигается от Солнца), и горящие окна обывателей, и свет человеческой души, и вечная память. В детстве этот обелиск с Вечным огнем был местом наших невинных игр (я жил неподалеку, на Молоканке), и я до сих пор греюсь его теплом".

Ирлан Хугаев
© Sputnik / Анна Кабисова
Ирлан Хугаев

Свой отзыв о книге в журнале "Famous" написал режиссер и сценарист Аслан Галазов:

"Выход в свет книги "Вечный огонь" – важное событие в культурной жизни Осетии, поскольку речь идет о настоящей литературе, самобытной, новаторской и в то же время прочно укорененной в классической литературной традиции.

Возможно, в этом органичном сочетании модерна и классики заключается секрет обаяния и привлекательности оригинального писательского стиля Ирлана Хугаева, строгого и изысканного, как трость джентльмена или шпага аристократа.

Изысканность и легкость стиля как будто маскируют метафизическую глубину его произведений, где сюжеты, герои, их мысли, слова и поступки всегда существуют в присутствии некоего высшего измерения, высшего порядка вещей, и такой контекст придает особый смысл, вес и объем всему, что происходит на земной, человеческой орбите.

Прозу Ирлана Хугаева отличает тонкий психологизм, поэтичность, ирония и гуманизм. Это сострадательная литература, и в этом ее огромная ценность. Большинство рассказов и повестей, вошедших в книгу, печатались в разное время в журнале "Дарьял", других литературных журналах, и уже успели завоевать признание читателя. И все же, собранные вместе, они обретают новое качество – качество книги, хроники нашего времени-бытия с его проблемами, страстями, искушениями и с его вечными вопросами, "вечным огнем". Приятно, что книга вышла в нашем издательстве "ИР".

Книга Азамата Габуева "Холодный день на солнце"

В августе 2018 года в издательстве "ЭКСМО" вышла первая книга Азамата Габуева "Холодный день на солнце".

"Роман повествует о том, чем живет молодая Осетия от лица мужчины и женщины, вольнодумца и традиционалиста, правдоискателя и карьериста, интеллектуала и обывателя. Две истории, в каждой из которых по два непримиримых рассказчика, создают захватывающую качку мнений. В чьих глазах Осетия — настоящая? Таких книг о Кавказе еще не было" – рассказывает о романе литературный критик Валерия Пустовая.

Первые рассказы и очерки Азамата Габуева, опубликованные под псевдонимом Джонни Рамонов в журнале "Дарьял", стали в литературной жизни Осетии настоящим событием. Молодой автор рассказал на страницах своих произведений о чем-то очень важном и болезненном, поднял вопросы и проблемы, о которых не принято говорить вслух. И читатели разделились на тех, кто восхищался хладнокровным летописцем современной Осетии и на тех, кто считал, что подобная литература – выдумка, созданная с целью очернить современную молодежь республики.

По словам Азамата Габуева, многие ситуации и диалоги взяты из жизни:

"Мои герои часто пишут в социальных сетях. Помню, некоторые посты Реваза я почти дословно скопировал из "Вконтакте".
И поясняет, что: "Зарину и ее подруг я антигероинями не считаю. Что до других — это же сатира. Откуда берется желание писать сатиру? Я не знаю. Я не первый писатель, который пишет о тех, кто ему неприятен. Бретт Истон Эллис как-то сказал, что ему неинтересно писать о ребятах из Гринписа, например".

Азамат Габуев
© Sputnik / Из личного архива Азамата Габуева
Азамат Габуев

Сегодня псевдоним "Джонни Рамонов" уже в прошлом – автор больше не скрывает свое настоящее имя и возможно это связано с тем, что за годы, прошедшие с первой публикации в журнале "Дарьял", Осетия изменилась – антигерои повестей Габуева повзрослели и больше не считают, что эта сатира очерняет молодежь Осетии, а только позволяет ей посмотреть на себя со стороны и попытаться "задушить в себе Реваза", но не автора скандальных повестей.

Повесть "Клад" Алана Черчесова

В издательстве "Издательские решения" в начале декабря 2018 года вышли три книги Алана Черчесова: новые издания романов "Венок на могилу ветра" и "Реквием по живущему", а также сборник прозы, куда вошли рассказы разных лет и новая повесть "Клад". В оформлении всех трех книг использованы работы художника Ахсара Есенова. На сайте издательства опубликован отзыв о повести "Клад": "автор с юмором и изяществом продолжает свои удивительные эксперименты с русским языком, чтобы на "примитивном", почти фольклорном материале исследовать недуги современного массового сознания".

В одном из интервью Алан Черчесов так рассказывал о замысле будущей книги:

"Прежде всего, он должен меня будоражить, быть для меня истинным вызовом. Будоражить на годы вперед – именно столько нам предстоит друг друга пытать и терпеть. Вот где проблема! А еще, выбирая, надо быть безукоризненно честным, чтобы ни в коем случае не повторить ни себя, ни кого-то другого. Как бы громко оно ни звучало, а надо настроить себя на своего рода подвиг (литературный, конечно) – или же претерпеть неудачу, жестокую и сокрушительную, зато только твою, столь же неповторимую, какой могла быть упущенная победа. Нет смысла идти тропами, уже знакомыми мне или кому-то другому".

Кино

Документальный фильм "Труба"

18 января 2018 года в Доме кино состоялась премьера документального фильма "Труба" режиссера Аслана Галазова. Представляя картину, авторы рассказали, что "документальный фильм "Труба" повествует о наиболее острой и болезненной проблеме Северной Осетии. Это катастрофическое состояние здоровья населения, тесно связанное с состоянием экологии в республике".

"Как можно догадаться из названия, фильм не обходит стороной и тему завода "Электроцинк", главного источника загрязнения воздуха и окружающей среды в Северной Осетии. Фильм не показывает больных детей, не рассказывает о трагических судьбах конкретных людей и семей, не пытается играть на чувствах – скорее, это фильм-рассуждение, он обращен к сознанию зрителей и их чувству ответственности за настоящее и будущее своей республики. Герои фильма – эксперты из различных областей науки: медики, демографы, экологи, экономисты, археологи, а также журналисты, деятели культуры, представители власти и общественные активисты. Это люди различных профессий, взглядов, убеждений, но в фильме они все являются в первую очередь гражданами своей республики, объединенные общей заботой о том, какое будущее мы оставляем своим детям".

Аслан Галазов
© Sputnik / Анна Кабисова
Аслан Галазов

Спустя одиннадцать месяцев после премьеры фильма глава республики Вячеслав Битаров на заседании правительственной комиссии по изучению деятельности "Электроцинка" сделал заявление о том, что завод будет закрыт.

Киноклуб "Синематека Владикавказ"

В середине сентября 2018 года в кинозале Национальной научной библиотеки начал свою работу киноклуб "Синематека Владикавказ". Организаторы киноклуба - режиссер Аслан Галазов, видеооператор Марат Мамиев и журналист Анна Кабисова.

Программа киноклуба разработана таким образом, чтобы избежать жанровой узости и элитарности.

"Из жизни современного человека все больше уходит магия кино – ощущение чуда, которое зритель испытывал, входя в настоящий кинотеатр, не включенный в систему торговых центров. Кинотеатр, в котором нет попкорна и других рыночных последствий засилья массового кино, а есть встреча с искусством, с фильмами, которые оставляют в душе неизгладимый след и делают зрителя лучше и счастливее. Кинотеатр, в котором показывают кино для души, ума и сердца. Помимо показа кино, цель киноклуба – создание творческого пространства, в котором люди могли бы ощутить радость от совместного просмотра, обмена мнениями, непосредственного живого общения, которого становится в наше время виртуальной реальности все меньше и меньше" – объясняют задачи киноклуба его организаторы.

Киноклуб
© Sputnik / Анна Кабисова
Киноклуб

За три месяца работы киноклуба было показано больше десятка знаковых картин именитых режиссеров, и сложилась своя аудитория, которая не пропускает еженедельные показы.

Кинотеатр "Комсомолец": круглый стол и письмо на имя главы республики

В конце октября 2018 года в пресс-центре газеты "Слово" состоялся круглый стол с участием кинематографистов, деятелей культуры и журналистов, за которым обсуждали дальнейшую судьбу старейшего кинотеатра в России, памятника культуры федерального значения – кинотеатра "Комсомолец", который уже много лет находится в аварийном состоянии и не работает по прямому назначению. Кинематографисты призвали власти республики сохранить кинотеатр в статусе государственного и предложили свое видение того, как можно возродить "Комсомолец" и сделать его культурно-просветительской площадкой.

Так, известный кинорежиссер Александр Котт написал открытое письмо участникам круглого стола:

"Иметь ТАКУЮ жемчужину в столице Осетии и разрушить ее? Я много где был — и у нас в стране, и за рубежом — но поверьте, что таких мест, с такой историей очень мало. И такие места надо ценить. Я понимаю, что в стране сложная экономическая ситуация, но в Осетии есть прекрасный футбольный клуб, знаменитые осетины-аланы, и я думаю, что, в конце концов, вопрос можно поднять на уровне министерства культуры РФ или Фонда кино РФ, которые создают сеть региональных кинотеатров и может быть стоит попробовать включиться в эту программу? Я уверен, что еще не все сделано для того, чтобы спасти кинотеатр. Ведь это не просто здание — это воспоминания. Это память. А когда-то кинотеатр назывался "Горец".

Тамерлан Габуев
Из личного архива Тамерлана Габуева
Тамерлан Габуев

А заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев написал:

"Мы имеем то, что составило бы гордость любого крупного города России, но распоряжаемся нашим наследием халатно, преступно и бездумно. Потеря Кинотеатра — еще один шаг к потере нашим городом статуса культурного центра Северного Кавказа".

Кинорежиссер Аслан Галазов отметил, что "сохранить кинотеатр "Комсомолец" — это обязанность государства, для государства это должно быть гордостью и делом чести".

"Это должен быть государственный кинотеатр с культурно-просветительской функцией, его прибыль нельзя измерить деньгами. Например, в "Комсомольце" можно было бы осуществлять программу "Школьный сеанс", в рамках которой показывали бы замечательные экранизации литературных произведений", отметил режиссер.

По итогам круглого стола на имя главы республики было составлено письмо с просьбой спасти кинотеатр "Комсомолец", под которым поставили свои подписи выдающиеся деятели культуры республики. В частности, в письме говорится о том, "кинотеатр с такой богатой историей и статусом памятника федерального значения, располагающийся в историческом центре Владикавказа, при осуществлении хорошо продуманной политики кинопроката имеет высокие шансы стать центром культурного притяжения для горожан и гостей республики".

Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Комсомолец

Ответ на письмо пришел из министерства культуры республики, в котором говорилось о том, что в рамках Национального проекта "Культура" предусмотрено создание условий для показа национальных кинофильмов – обеспечение всем необходимым оборудованием, но для этого кинотеатр "Комсомолец" должен быть отремонтирован, а это зависит от комитета по охране и использованию объектов культурного наследия республики. Но известно, что в одиночку комитет не справится с ремонтом здания, – таким образом, вопрос спасения кинотеатра остается открытым.

Музыка

"Медуза" MATRANGa

В январе 2018 года певец Алан Хадзарагов – MATRANG - стал участником творческого объединения Gazgolder. Предложение о сотрудничестве от известного продюсерского лейбла рэпера Басты поступило после того, как в социальных сетях появился трек "Медуза", буквально за считанные часы завоевавший тысячи поклонников по всей стране. За минувший год MATRANG выпустил клип на песню "Медуза", который собрал сорок семь с половиной миллионов просмотров, выступил с концертами в Москве и многих городах России, стал обладателем независимой музыкальной премии "Золотая Горгулья" в номинации "лучший соул-проект" и выпустил сольный альбом "ЭЙА".

Фестиваль композиторов Северного Кавказа "Музыка соседей – музыка друзей"

Симфонический оркестр Ставрополя исполнил Фантазию на темы  осетинских композиторов
Пресс-служба фестиваля "Музыка соседей – музыка друзей"

В октябре стартовал фестиваль композиторов Северного Кавказа "Музыка соседей – музыка друзей", инициированный директором и художественным руководителем Госфилармонии РСО - Алания, председателем Союза композиторов Северной Осетии, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственных премий России и Северной Осетии Ацамазом Макоевым при поддержке министерства культуры РФ.
Концерты в рамках фестиваля прошли в Нальчике, Грозном, Махачкале, Ставрополе, Майкопе и Владикавказе.

"Мы решили постепенно восстановить старые связи и побольше узнать о том, чем живут наши коллеги, что сочиняют, что исполняют. Мы хотим, чтобы больше звучала музыка наших композиторов-современников и смело входила в репертуары государственных профессиональных учреждений культуры региона и страны и чтобы наши композиторы были в авангарде духовного подъема межнациональных отношений на Северном Кавказе", - сказал организатор фестиваля Ацамаз Макоев.

Фестиваль был высоко оценен Союзом композиторов России, представители которого предложили сделать его ежегодным, чтобы музыка композиторов Северного Кавказа вернулась на большую сцену страны.

Ацамаз Макоев
© Sputnik / Анна Кабисова
Ацамаз Макоев

Изобразительное искусство

Выставка "Владей Кавказом!"

12 апреля 2018 года в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО в Москве состоялось открытие выставки "Владей Кавказом!", которая представила широкой общественности ключевые работы и документацию XI симпозиума "Аланика" во Владикавказе, организованного Северо-Кавказским филиалом Государственного центра современного искусства.

В рамках симпозиума, куратором которого стала Катя Бочавар, культурный десант художников, композиторов, хореографов и перформеров работал с представителями разных городских сообществ Владикавказа — студентами Суворовского училища и детскими хоровыми коллективами, школьниками, пенсионерами и небезразличными горожанами, предлагая им включиться в творческий процесс формулирования общих для города смыслов и взглянуть на привычную среду другими глазами.

Одним из самых ярких проектов симпозиума стал фестиваль таперского искусства "Не стреляйте в пианиста!". В летнем театре парка зрители посмотрели кино, проецируемое на экран посредством аутентичного 35-миллиметрового проектора под аккомпанемент рояля джазового пианиста и композитора Николая Кабоева – именно так сто лет назад показывались первые фильмы.

Премия Курехина выставке Владей Кавказом!
© Sputnik / Анна Кабисова
Премия Курехина выставке "Владей Кавказом!"

Проект "Владей Кавказом" 11-го Международного художественного симпозиума "Аланика" стал победителем премии им. Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год в номинации "Фестиваль в области современного искусства".

Выставка "Трагедия в углу"

25 апреля в Музее Москвы открылась выставка "Трагедия в углу" с участием молодых художников из 14-ти регионов России от Владикавказа до Владивостока. На выставке были представлены работы художников из Северной Осетии: Алисы Гокоевой, Станислава Харина, Евгения Иванова и Анны Кабисовой.

"Название проекта – цитата из "Евгения Онегина" Пушкина. Проблема героизма на краю – классическая для русской культуры: от усадебной жизни до каторги, или пафоса освоения новых земель и поднятия целины. Художники рассматривают в своих проектах вопрос о "трагическом" и его преодолении. Как быть в углу, на краю – и в то же время на передовой. Их работы передают как ощущение краха, и незыблемой надежды на возрождение, присущее атмосфере 90-х, так и разные способы жить сегодня: уходить в глубины народной сказки, в попытки возрождения социализма или в глубину познания самих себя" – рассказывает куратор выставки Диана Мачулина.

Проект инициирован Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств в рамках стипендиальной программы правительства РФ по поддержке молодых деятелей культуры и искусства, реализуемой Министерством культуры РФ.

Выставка Трагедия в углу
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка "Трагедия в углу"

Галерея "Фалдон" в селении Карман-Синдзикау

21 октября 2018 года в селении Карман-Синдзикау Дигорского района открылась персональная галерея "Фалдон" скульптора Людмилы Караевой, которая располагается в жилом доме автора. На открытии галереи были представлены работы Людмилы Караевой разных лет, в том числе и скульптуры с выставки "Реабилитация красоты", которая состоялась в 2014 году в Художественном музее имени Махарбека Туганова во Владикавказе.

Людмила Караева – член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 2011), народный художник РСО-Алания (2018), заслуженный художник РСО-Алания (2013), лауреат всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов по искусству станковой скульптуры. Член Союза художников СССР, России (1983). Постоянный участник региональных, московских, всероссийских, зарубежных и международных выставок (с 1970). В 2018 году Людмиле Караевой присвоили золотую медаль Российской академии художеств. Работы скульптора находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства и других музеев России, во многих зарубежных коллекциях (Музее современного искусства (Амстердам, Нидерланды), Департаменте по культуре Тироля (Инсбрук, Австрия), Российской миссии при ООН (Нью-Йорк, США), Галерее искусства (Серре ди Рапалано, Италия), в собрании королевы Нидерландов и других зарубежных коллекциях).
Открытие галереи на родине Людмилы Караевой, в селе Карман-Синдзикау, состоялось благодаря поддержке главы Дигорского района Александра Таболова.

Людмила Караева
© Sputnik / Анна Кабисова
Людмила Караева

Выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой"

В конце ноября 2018 года в Национальном музее Северной Осетии открылась выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой", организованная в преддверии столетнего юбилея выдающегося художника.

О значимости выставки рассказала искусствовед Мадина Атаева:

"Выставка "Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой" – одна из наиболее полных выставок произведений Азанбека Джанаева, проводившихся в республике. Для нас на этой выставке все ново и удивительно. И новое выставочное пространство Национального музея, к которому нам еще предстоит привыкнуть, и экспозиционная подача. История осетинского изобразительного искусства остро нуждается в таких ретроспективах. Азанбек Джанаев – один из классиков осетинского искусства. Он признан профессиональным сообществом и горячо любим народом, что далеко не всегда совпадает. Его наследие, как и творчество всех художников Осетии XX столетия, сокрыто от людских глаз и крайне редко является миру. Данная выставка – уникальная возможность увидеть подлинники большого осетинского художника".

Выставка Азанбек Джанаев
© Sputnik / Анна Кабисова
Выставка "Азанбек Джанаев"

Выставка Виктора Решетникова "Возвращение"

В середине ноября во Владикавказе в выставочном зале Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО открылась выставка художника Виктора Решетникова.

Виктор Решетников родился во Владикавказе в 1951 году. Окончил художественное училище г. Орджоникидзе (Владикавказское художественное училище им. А. Джанаева), затем — Высшее художественное училище им. Мухиной (Академия им. Штиглица, СПб). Выпускник Государственного художественного института Эстонской СССР, кафедра керамики и стекла (Таллин, 1979). Член Союза художников Северной Осетии.

Искусствовед Виталий Пацюков так характеризует художественные особенности творчества художника:

"Искусство Виктора Решетникова располагается в особой зоне, где царствуют традиции геометрической культуры, и гармоническое равновесие обретается в каждом пластическом элементе, соблюдая принцип согласия в единице времени и пространства. Образы Виктора Решетникова, выстраивая идеальные художественные реальности, одновременно сохраняют естественные связи с непосредственностью жизни, с ее творческой материей и ее органическими формами. Обращаясь в своих стратегиях к искусству керамики, к объектам-вещам, в которых эстетические достоинства неотделимы от функциональности, полезности, художник создает уникальные конструкции, способные преодолевать пластические ограничения и расширять смысловой контекст…"

Выставка Решетникова
пресс-служба ГЦСИ
Выставка Решетникова

"Первая выставка" Мишеля Гастанты

В начале декабря в Национальной научной библиотеке состоялось открытие "Первой выставки" самого известного "французского осетина" Мишеля Гастанты. Мишель родился и воспитывался во Франции. В Париже работал ассистентом фотографа Кэтлин Блюменфельд. Учился в Национальной киноакадемии в Голландии, изучал международные отношения в Великобритании и США.

Мишель приехал на Северный Кавказ в 1995 году, чтобы снимать фильм "Мир Кавказу" — о мире в немирном тогда регионе. Спустя короткое время Мишель стал штатным сотрудником Управления Верховного комиссариата по делам беженцев на Северном Кавказе и остался в Северной Осетии навсегда. Известным в республике Мишель стал благодаря двум авторским проектам: культурным кинопоказам c 1996 по 2001 год и журналу "Александровский проспект", просуществовавшему с 1995-го по 2002-й год.

"Мне уже давно говорят: "сделай выставку фотографий", но занятия фотографией для меня никогда не были основной деятельностью, хотя вот уже 30 лет фотоаппарат всегда со мной. Однажды я понял, что фотоаппарат – это третий глаз. Я проживаю свою жизнь как роман, как большую историю. Я уже давно привык говорить о моей жизни – меня о ней все время спрашивают и так моя жизнь стала проектом. В какой-то степени эти фотографии – подготовка к созданию фильма" – рассказывает Мишель.

В настоящее время автор готовит два фото-проекта – это очерки о мужчинах и женщинах Осетии, а также масштабный проект, посвященный, по словам автора, "испорченной красоте Владикавказа". В более отдаленной перспективе Мишель Гастанты представит публике два авторских фильма и книгу.

Мишель Гастанты
© Sputnik / Анна Кабисова
Мишель Гастанты

Выставка "Подними голову"

20 декабря 2018 года в зале физико-технического факультета СОГУ открылась выставка "Подними голову". Проект рассказывает об итогах трехлетней деятельности самоорганизации художников актуального искусства Северной и Южной Осетии и знакомит жителей Владикавказа с новыми участниками сообщества.

Экспозиция представляет собой предельно откровенный разговор на острые и актуальные вызовы современной Осетии: о трудном наследии недавнего прошлого, и персональной истории художника на фоне войны, о миноритарных группах, о переизбытке образов в цифровую эпоху, о советском прошлом и поиске веры. Экспозиция представляет собой широкий диапазон художественных медиа: перфоманс, инсталляция, живопись, графика, арт-объекты, коллаж, видео-арт, фотография. Куратор выставки Антон Вальковский.

Подними голову
© Sputnik / Алена Шаповалова
Подними голову

Урбанизм

Реконструкция парка имени Коста Хетагурова

Проект реконструкции центрального парка Владикавказа, который проводится в рамках федерального проекта "Комфортная городская среда" партии "Единая Россия", разработан архитектурным бюро "Стиль".

По словам руководителя бюро, архитектора Олега Припутнева: "главные задачи для всех участвующих — восстановить все, что было утеряно с годами, максимально увеличить озеленение парка, убрать асфальтовое покрытие, вернуть ситуацию к набивным грунтам".

"Лесной массив не может быть заасфальтирован — не для этого мы заходим в парк. За десятилетия здесь появились огромные пятна застройки, несоразмерные территории нашего парка. Сейчас здесь остался совсем небольшой кусочек, который принадлежит людям, деревьям, птицам", - сказал он.

Реконструкция проводится в два этапа. В этом году работы проведены на нижней площадке: отремонтированы парапеты вдоль набережной Терека, благоустроены и расширены зеленые насаждения, воссозданы по старым эскизам деревянные беседки, установлены живые изгороди, изменены водные каналы. Буквально за несколько месяцев парк преобразился и вновь стал комфортным и атмосферным местом для прогулок и отдыха горожан.

  • Парк
    Парк
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Парк
    Парк
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Парк
    Парк
    © Sputnik / Анна КАбисова
1 / 3
© Sputnik / Анна Кабисова
Парк
171
Комментарии
Загрузка...

Орбита Sputnik