Телеведущая Оксана Елоева

Оксана Елоева: никогда не строила из себя эстета и знатока

390
(обновлено 12:36 03.03.2018)
Ведущая программы "Культура" на ГТРК-Алания о юности в Осетии, жизни в Финляндии и раннехристианской ереси

Нестандартных людей видно как-то сразу. По нескольким фразам, или по той работе, в которой они проявляются. Для меня Оксана Елоева стала открытием еще несколько лет назад, когда делала новостные сюжеты для ГТРК-Алания. В них была оригинальность, интересный умный текст, хотя цель проявить нестандартность в обычном новостном сюжете, у которого есть свои строгие законы формы и содержания, — уже оригинальна и смела. А потом Оксана Елоева стала ведущей программы "Культура" там же на ГТРК, и в этом новом качестве Оксана раскрылась еще глубже и смотрится очень органично. Самое важное, что в ней есть — это искренний интерес к собеседнику и теме, а также умение задать вопрос и умение импровизировать. 

В интервью Sputnik Оксана оказалась в непривычной для себя роли — роли героини. И очень искренне и тепло ответила на все мои вопросы.

Анна Кабисова

Я могла папе плакаться в плечо и рассказывать, что меня бросил парень

— Мои родители — неискушенные ни в кино, ни в литературе, ни в музыке, поэтому формирование моего вкуса шло замедленными темпами. И только когда я стала студенткой, я начала слушать хорошую музыку и смотреть хорошее кино. Но при этом я всегда понимала, что человек сам должен над собой работать и развиваться.

— У моей мамы современные взгляды на жизнь, у нее нет "агъдау головного мозга", прости, Господи. Мама села за руль в середине 90-х и в нашем дворе все были в шоке. Также, мама одна из первых одела джинсы и не обращала внимания на все "косые" взгляды. Она меня никогда ни в чем не ограничивала, у меня всегда было ощущение, что я свободна делать то, что хочу, и вот эта свобода как раз меня и сдерживала. А папа тоже очень своеобразный — строгий, но, в каких-то вещах, не свойственных осетинским мужчинам, очень современный. Например, я могла папе плакаться в плечо и рассказывать, что меня бросил парень. А он меня успокаивал как мог, и давал советы. Папа всегда мне и брату говорил и объяснял, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Он никогда ни про кого не говорил плохо, не вмешивался ни в чью жизнь, никого не судил и не осуждал. Он воспитывал меня и брата на примере того, как жил сам.

— В 20 лет я была не только впечатлительная, но и депрессивная. В моем дневнике, который я вела с восьмого класса, я писала, что мне здесь душно, что я задыхаюсь в этом городе, не нахожу здесь места и что мне надо обязательно уехать. Эти настроения, конечно, сложились во многом из-за того, что в тот момент мои родители разводились и это было очень тяжело для всех. Я всегда была исключительно папиной дочкой. Родители начали развод, когда мне было 16 лет, я осталась с мамой и мне было сложно донести до папы, что его я тоже люблю. Иногда я думаю, что если бы мои родители не развелись, моя жизнь сложилась бы по-другому. Это сейчас 16-летние — продвинутые, а я еще в этом возрасте играла на улице в мяч, а когда родители начали разводиться, то резко повзрослела.

— В детстве папа приносил мне журналы по географии, я собирала их и мне всегда хотелось увидеть все эти страны. А потом мне попалась газета "Иностранец" и в ней рассказывалась история школьника из России, который поехал в Швейцарию. Тогда я училась в школе и подумала, что мне тоже надо выучить язык и уехать повидать мир. И когда в будущем мне удалось уехать, а потом вернуться, то я поняла, что надо внутри поменяться и тогда будет комфортно в любом месте на земле.

Телеведущая Оксана Елоева
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева

После возвращения из Хельсинки я стала другим человеком

— Отправить меня в Европу было маминой инициативой — она сказала, что я должна увидеть мир, а мне было безумно страшно. Мне хотелось поехать, но как только я представляла себе, что буду без мамы целый год, то мне становилось очень тяжело. В итоге я ни разу не плакала и не скучала по маме, а когда скучала по Осетии, то смотрела КВН с командой "Пирамида" и мне становилось легче.

— Папа провожал меня в Хельсинки — доехал со мной до Петербурга, посадил в автобус и сказал, что если бы не развелся, то я бы никуда не уехала. Но зато в этом противостоянии, я научилась отстаивать свое.

— Хельсинки я не выбирала, это Хельсинки выбрал меня. Конечно, я мечтала о Франции, но фирма, которая подбирала мне страну по программе AuPair, посоветовала, что подходящий вариант легче найти в Скандинавии. В итоге мой выбор остановился на Финляндии и семье, которая мне подходила — разведенная женщина с маленькими детьми. В мои обязанности входили уборка, готовка, проводы детей в сад и посещение курсов финского языка. В свободное время и выходные я общалась с девочками из Осетии, которые приехали по аналогичной программе, и они рассказывали о своих семьях, которые, в отличие от моей, были не такие комфортные. С моей "хозяйкой" мы вышли на одну волну и у меня не было с ней конфликтов. А все эти девочки приехали с целью закрепиться — поработать "нянями", а потом поступить в вуз, а для этого нужна была поддержка семьи, в которой ты живешь, которая заключалась в том, чтобы при поступлении показать счет с деньгами, тем самым доказав, что ты можешь себя содержать. У меня таких планов не было, но однажды моя хозяйка сама мне сказала, чтобы я подыскала себе учебное заведение, потому что хотела, чтобы я с ней осталась больше, чем на год. Я посоветовалась с папой, а он всегда был за то, чтобы я училась и развивалась, и я решила попробовать поступить. В итоге ничего не получилось, потому что я "завалила" математику. Я не сильно расстроилась, значит так и надо было.

— Не могу судить обо всей стране, но мне показалось, что в Финляндии в семье управляет и командует в доме женщина — так безропотно иногда слушали мужчины своих жен.

— С другой стороны, неважно, кто рулит, главное, чтобы людям было комфортно вместе. На примере себя могу сказать, что я не хочу быть тягловой лошадью, локомотивом. Я считаю, что мужчина должен быть мужчиной.

— Был интересный случай, когда моя хозяйка предложила мне поехать к ее подруге, которая наняла девочку из Петрозаводска, чтобы я помогла ей освоиться, да и просто повидаться с человеком из России. Мы приезжаем, а девочка из Петрозаводска такая вся раскрепощенная, в коротких шортах и это при наличии мужчины в доме. И тут я слышу краем уха, как две хозяйки говорят между собой, а я уже понимала финский язык: "поэтому я и позвала девочку с Кавказа". То есть она знала, что на Кавказе другие нравы и ей не нужна была девушка в условно коротких шортах.

— После возвращения в Осетию я стала другим человеком.

— В сентябре 2010 года я поехала в Москву на концерт своей тогда еще любимой группы Placebo. А изменилось то, что я сказала: "папа, я еду на концерт". А не: "папа, можно я поеду на концерт?". Ему идея не понравилась и всегда, когда я куда-то собираюсь, то он говорит: "долго ты еще так будешь жить?", имея ввиду мои путешествия.

Телеведущая Оксана Елоева
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева

Я никогда не строила из себя эстета и знатока

— Идея проекта "Ночь кино" (Оксана — организатор показов фильмов в рамках проекта "Ночь кино", которые прошли во Владикавказе в 2012-2013 годах — ред.) принадлежит моему другу, но, так получилось, что все организационные моменты пали на мои плечи и тогда я сказала, что в таком случае, все будет согласно моей концепции.

— Мне хотелось показывать малоизвестное кино, чтобы зритель вынес что-то для себя, а не фильмы, которые и так можно посмотреть на канале "СТС". Первые две "ночи" мы организовали в кинотеатре "Комсомолец" — смотрели фильмы Вуди Аллена и Эмира Кустурицы. В первую ночь зрителей было много, мы действительно начали показ в полночь и все прошло хорошо, а на вторую ночь аншлага уже не было и директор кинотеатра отказался сотрудничать дальше.

— Затея с показом хорошего кино возникла потому что у нас в кинотеатрах его просто-напросто нет. Одно исключение — три года назад в кинотеатре "Дружба" показали фильм Джармуша "Выживут только любовники" и то только потому, что мой знакомый, который там работал, очень попросил об этом. Сейчас появился кинотеатр "Столичный" и счастье, что там показывают фестивальное кино.

— В этом отношении не могу не вспомнить Альберта Михайловича Дзандарова, у которого я учила французский язык. На его занятиях формирование хорошего вкуса шло усиленными темпами. А интерес к французскому языку у меня появился, когда я стала слушать французского певца Грегори Лемаршаля, которого не стало очень рано. У него был муковисцидоз — с такой болезнью не поют, а он пел и очень красиво. Наверно, меня впечатлило то, что несмотря ни на что, он боролся за жизнь и шел за своей мечтой. Мне было 20 лет, я была впечатлительная, начала писать рассказы, и у меня появилась мечта поехать во Францию и возложить цветы на его могилу. До Франции я так и не доехала, с тех пор прошло уже десять лет, но когда-нибудь я обязательно туда попаду.

— Я слушаю разную музыку. Никогда не строила из себя эстета и знатока, хотя, признаюсь, что иногда проскальзывает. Когда я работала в журнале "Famous", то главный редактор Ада Кайтукова мне говорила: "Оксана, какой ты жуткий сноб".

Телеведущая Оксана Елоева
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева

Может, эксзистенциалисты и правы: мы действительно все сизифы

— Когда я вернулась из Финляндии, то решила доучиться в пединституте (СОГПИ — ред.), мне оставался один курс. Потом какое-то время я работала преподавателем английского языка.

— Однажды, у нас в гостях была мамина подруга и она сказала: "Оксана, ты же всегда хотела стать журналистом, может ты заочно поступишь?" А я как раз заканчивала пединститут и как подумала, что еще на пять лет буду скована…

— Но, в итоге, решилась и подала документы на заочное отделение. А потом мне позвонили с "журфака" и говорят: "либо очно, либо никак, потому что в университете открыли бакалавриат и закрыли специалитет". Передо мной стоял выбор — либо я учусь очно, либо не учусь совсем. А тогда я была жутко влюблена и мне хотелось впечатлить своего молодого человека, хотелось, чтобы он мной гордился и я решила поступить.

— Первый педагог, который смог меня "зажечь" — это Залина Татраева.

— Я всегда любила литературу и философию. Еще в Пединституте философию у нас преподавал Заур Умарович Цораев, он вел философию и на "журфаке", и я сидела и ловила каждое слово.

— В юности мне была очень близка философия экзистенциализма, сейчас интересуюсь средневековой схоластикой — историей католических орденов, раннехристианской ереси. У меня есть книга "История западной философии" Бертрана Рассела. Иду я по ней очень медленно, вдумчиво, записываю для себя историю разных орденов — бенедиктинцев, францисканцев. Во Францию я мечтала поехать в том числе и потому, что во Франции были еретики-катары и есть версия, что слово "катарсис" произошло от них, хотя само слово греческое. Катаров называли добрыми людьми и Святой Доминик перенял их быт и устав. Мне хочется посетить Тулузу, катары базировались там, и по легенде, чаша Грааля спрятана там. В результате крестовых походов их истребили, — последнего катара убили в 1321 году.

— Я не настолько знаю философию, чтобы судить, кто из философов наиболее приблизился к пониманию мира и человека. Если взять, к примеру, Платона — это же практически фашистский мир, который основывался на укладе Спарты, а все знают, что в Спарте контролировалась половая активность и со скалы сбрасывались больные дети.

— Может, экзистенциалисты и правы: мы действительно все сизифы.

Сейчас они мне не близки, но иногда и сегодня мне кажется, что в мире все абсурдно. Чем больше размышляешь, тем больше грустишь.

Телеведущая Оксана Елоева
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева

Сначала интервью с Ирланом Хугаевым мне не доверили

— Параллельно с первым курсом "журфака" я начала работать в журнале "Famous" и эта работа была как первая любовь. Первое мое задание — опрос на улицах города о радио "Город". Позже мне стали доверять более серьезные темы. Любимый материал за все время работы в журнале — интервью с Ирланом Хугаевым. Сначала интервью с Ирланом Хугаевым мне не доверили, — хотели, чтобы его сделала одна из его учениц, а я тогда как раз была под впечатлением от фильма "Ласточки прилетели" и когда зашла речь о том, что с ним хотят сделать интервью, я проявила настойчивость и решительность и сказала, что это сделаю я и никто другой. Я распечатала все рассказы, которые нашла в интернете, все прочла и жутко волновалась перед встречей, потому что понимала, какой я крошечный человек по сравнению с этой глыбой. Но Ирлан оказался очень тактичным, деликатным и сделал так, что я не чувствовала себя какой-то незначительной рядом с ним.

Помню, что задала вопрос по поводу одного из рассказов, в котором священник говорил герою, чтобы он свел счеты с жизнью. Я спросила, почему он вложил в уста священника такие слова. Ирлан ответил: "Не по-христиански, да? Думаю, отец Варсонафий не к самоубийству его призывал, а к пробуждению — по-своему, сурово, гневно призывал его к пробуждению, не к самоубийству, а к жизни. Батюшка ведь специфический был, не книжник, а настоящий пастырь" (повесть "Фарт" — ред.).

Вообще, я люблю "социалку"

— После работы в журнале "Famous" меня позвала на ГТРК-Алания Ирина Газаева. Пару раз я делала сюжеты для ее авторской программы "Культура". Она сказала, что есть вакансия редактора сайта телеканала.

Я согласилась и проработала на этой должности месяцев восемь. Конечно, в душе я мечтала заняться журналистикой, а не сидеть вычитывать чужие тексты и выкладывать их на сайт. И эта возможность появилась благодаря начальнику моего отдела Ассиру Хамоеву. Он мне давал возможность что-то делать и я начала потихоньку снимать.

— Вообще, я люблю "социалку". Когда я забегала к продюсеру, чтобы узнать какие темы есть и мне, например, говорили о змеях, крысах и блохах в подвале дома в Алагире, то я брала эту тему, потому что мне всегда нравился жанр журналистского расследования.

Телеведущая Оксана Елоева
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева

В каком страшном мире мы живем, я поняла, когда читала книгу Анны Политковской

— С первого курса я начала писать исследовательские работы, посвященные книге Анны Политковской, а потом и дипломную работу.

В каком страшном мире мы живем, я поняла, когда читала со слезами на глазах эту книгу. Мой диплом был посвящен стилистическому анализу текстов Политковской. Известно, что она писала достаточно агрессивно и в мои задачи входило исследовать, почему она использовала такие средства и понять реакцию общества на ее публикации. На защите диплома не последовало никакой реакции, кроме поверхностного вопроса тогдашнего заместителя главного редактора газеты "Северная Осетия" Александра Торина о том, каково мое личное отношение к Анне Политковской. Мне казалось, что работа заслуживает более интересных вопросов и не заслуживает оценку всего лишь "хорошо".

Еще в процессе работы над дипломом, я спорила с моим научным руководителем, которая также считала, что Политковская пишет слишком агрессивно. И тогда я провела эксперимент: поспрашивала друзей о том, какие у них возникают ассоциации от слова "пытка". Кто-то говорил "испанский сапог", кто-то о сексуальных пытках, а вот те реальные пытки, которым подвергались люди в Чечне, даже в голову не приходят, что в принципе нормально для здорового человека. Мы живем и не понимаем, что где-то так мучают людей. И поэтому совершенно оправданно, что Политковская писала так жестко. Это то же самое, как в примере с Диогеном, который ходил среди белого дня с фонарем и искал человека, чтобы до него достучаться.

Главная линия, которая проходит через все мои интервью — это отношение героев к жизни

— Когда меня из редактора сайта перевели в "тематику", то я стала делать сюжеты для программы "Культура". Все новички проходят через это и мой первый сюжет был про фестиваль "Цейский вальс", а потом про гастроли "вахтанговцев" во Владикавказе. Вот тогда я поняла, как много я не знаю. И поставила перед собой цель — работать над собой очень капитально. Я всегда очень тщательно готовлюсь к своим интервью. Если речь идет о спектакле, то я обязательно читаю пьесу, чтобы не спрашивать у актеров: "а как вы оцениваете то, как вы сыграли". Я люблю задавать конкретные вопросы со знанием темы. Не знаю, насколько у меня это получается, но я стремлюсь.

— Потом Ирина Газаева ушла в отпуск и меня попросили на время ее отсутствия провести три программы. Первая была посвящена постановке "Фатимы" в Осетинском театре и я позвала Александра Битарова. Подготовиться основательно мне не удалось, потому что по времени это совпало с моей командировкой в Иерусалим, когда мне поручили снять сюжет о том, как наши паломники везут Благодатный огонь в Осетию. Потом в эфире была директор Национальной научной библиотеки Ирина Александровна Хайманова.

Последний эфир я решила "по-рок-н-роллить" и позвала актера Алана Цаллаева. И подумала тогда, что если мне еще когда-нибудь доведется быть ведущей этой программы, то я обязательно приглашу Ирлана Хугаева. А потом Ирина Газаева ушла на телеканал "Осетия-Ирыстон" и я стала постоянной ведущей программы "Культура". И пригласила-таки Ирлана Хугаева стать героем программы "Культура". С момента моего первого интервью с ним прошло четыре года. И в этот раз я очень волновалась, хоть и немного прибавила в знаниях, да и в возрасте. Я боялась того, что знаю, боялась, что если скажу что-то не то — разочарую его мгновенно. Но, Ирлан — бездонный колодец, я словно дайвингом занимаюсь, когда с ним беседую. Новые уроки, новые знания — спасибо, Ирлану.

— В программу "Культура" мне хочется звать тех, кто не примелькался на телевидении, уделять внимание тем, кого незаслуженно забыли. А также тех, кого еще совсем не знают — талантливую молодежь.

— Главная линия, которая проходит через все мои интервью — это отношение героев к жизни и то, что является для них самым важным. И, конечно же, тема любви, если об этом бывает уместно спрашивать.

— Все герои передачи "Культура" меня обогащают, я столько нового узнаю благодаря им.

Телеведущая Оксана Елоева с певцом Вано Бекоевым
© Sputnik / Анна Кабисова
Телеведущая Оксана Елоева с певцом Вано Бекоевым

Очень люблю Шекспира

— Я всегда с книгой. Сейчас читаю Теннесси Уильямса. Из самых любимых книг — "Братья Карамазовы" Достоевского, "Мы" Замятина (на мой взгляд, это очень недооценённая книга). Очень люблю Шекспира еще со школы. У нас была учительница Лариса Аккалаева, которая могла достучаться до души и сердца и благодаря ей в том числе, я полюбила хорошую литературу. Еще люблю "Доктора Живаго" Бориса Пастернака, рассказы Антона Чехова, "Моби Дик" Германа Мелвилла, Мольера, Расина, всех французов. Камю, несмотря ни на что. Сартра не люблю, он более безнадежен, в той же "Тошноте" есть такие строчки: "даже мои кости в земле — и то лишние. Я лишний во веки веков". И это так страшно, когда человек это ощущает… Одно время мне казалось, что я тоже лишняя.

— У Теннесси Уильямса в одноактной пьесе "Растоптанные петунии" такой сюжет: девушка лет 25 из разряда "засидевшихся" работает в магазине галантереи и однажды видит, что кто-то перед входом потоптал все ее цветы. Она возмущена и вызывает полицейского. Тот смотрит на следы от ног и записывает размер обуви, и тут заходит высокий молодой человек и назначает продавщице свидание со словами: "ты оградила себя от мира этими петуниями и я растоптал их, чтобы ты освободилась". Он назначает ей свидание на кладбище, потому что хочет наглядно показать тех, кто огородил себя цветами и вовремя не понял ценность жизни. Все заканчивается на том, что в магазин заходит женщина, которая хочет что-то купить, но продавщица говорит, что закрывает магазин, потому что она выбирает жизнь! 

390
Комментарии
Загрузка...