"Салам Масква": мигранты как надежда российского кино

© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкРежиссер Павел Бардин, архивное фото.
Режиссер Павел Бардин, архивное фото. - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Режиссер правдивой социальной комедии о мигрантах "Салам Масква" Павел Бардин рассказал корреспонденту Sputnik Марии Шелудяковой о причинах ксенофобии, актуальном кино и подпольной вьетнамской фабрике.

Авторы фильма "Салам Масква" взялись за амбициозную задачу непредвзято рассказать об этнической идентичности и отношении к мигрантам в России. Режиссер попытался показать "все как есть" — в сложном мире сериала нет плохих и хороших, правых и неправых, а межнациональные трения показаны как главный городской конфликт.

Два напарника отдела МВД, дагестанец и русский, подтверждают и опровергают национальные стереотипы. Саня и Рустам из специального отдела, созданного для борьбы с правонарушителями среди мигрантов. Капитан Ребров, пьяница и ксенофоб, получает в напарники юного дагестанца Али Алиева, который только что окончил школу милиции. Это правоверный мусульманин с наивными представлениями о справедливости.

Режиссер сериала "Салам Масква" Павел Бардин объяснил, почему он решил посвятить фильм проблемам межнациональных отношений.

С какой целью вы снимали кино? Показать многообразие этносов?

— На самом деле мы не гнались за количеством этносов. Хотелось, конечно, показать многообразие, но национальности возникали попутно. Дагестан представлен аварцами и даргинцами. Таджики, мегрелы, вьетнамцы, азербайджанцы, армяне, гагаузы… Всех не перечесть.

© сайт ruskino.ruКадр из фильма "Салам Масква"
Кадр из фильма Салам Масква - Sputnik Южная Осетия
Кадр из фильма "Салам Масква"

Рядом с нами абсолютно другая жизнь, которую невозможно случайно подсмотреть. Мы снимали и на подпольной вьетнамской фабрике — интересное погружение. Заводской цех, задраенный как подводная лодка и разделенный на два этажа, на рабочий и спальный. В спальной зоне столовая, душ, туалет, место для чемоданов.

Съемочная группа подсмотрела много лайфхаков: как хранятся чемоданы, как располагаются зубные щетки. Люди спят посменно на деревянных нарах. Пятьдесят человек работают вахтовым методом, по три месяца не выходят из помещения — такое право имеют только два человека.

Кто не работает, спит или курит бамбуковые трубки с дешевым вьетнамским табаком. Все максимально аутентично: вьетнамские овощи, надписи на стенах, рисунки, стихи, музыка. Они скачали нам вьетнамские песни, которые мы использовали в фильме. Среди них были замечательные люди, которые помогли нам снимать кино. Получается, это и другой мир, и в то же время близкий, родной.

Получилось ли за время съемок сериала прочувствовать жизнь мигранта в России? Каково это, жить и работать в другой стране?

— Мигрантам везде некомфортно, особенно, когда их называют мигрантами. В России у приезжих людей особый статус. Хотелось бы, чтобы москвичи изменили свое отношение к иностранцам, и принимали тех, кто приезжает со своими знаниями и талантами, кто трудится, душу вкладывает, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Москва держится на приезжих, а если ожидать плохого, ничего хорошего не выйдет.

В накале ненависти можно обвинить СМИ — я бы не пропагандировал войну, какой бы она не казалась праведной. Однако причина ксенофобии не в новостях. Существует инстинкт, который на всякий случай подсказывает, что любой чужой — враг. Это чувство нужно побороть, а не будешь сопротивляться — родится кухонная ксенофобия, которая потом может вырасти в настоящий нацизм.

Как актеры, представители таких разных стран взаимодействовали друг с другом на площадке?

— Естественно, шуток на национальную тему, пародий и подколов было много, но откровенных оскорблений я не помню. С серьезными проблемами на религиозной, половой или национальной почве мы не столкнулись. Конфликты случались, но только в связи с вопросами кинопроизводства: "Ты делаешь так, а мне не нравится", "Ты текст не выучил, иди поучи". Потому что все заняты работой, а работа объединяет.

Как родилась идея создать фильм на миграционную тему, и почему вы ее поддержали?

— Ко мне пришел продюсер и режиссер Денис Евстигнеев и предложил такую идею. Только изначально было похоже на американский полицейский детективXX века, а мне хотелось сделать более социальную историю за счет усиления конфликта главных героев, чтобы сделать этот конфликт движком сюжета.

Кадры фильма Соврешь - умрешь - Sputnik Южная Осетия
Алан Догузов: фильм "Соврешь — умрешь" как отображение действительности

Фильм получился социальной драмой или, скорее, социальной комедией. Социальная драма пока не очень укоренилась в российском кино, потому что снимают мало — социальности боятся, а в драму тем более не вкладываются. Однако выход первых серий сериала вызвал большой интерес, потому что новое всегда интересно. Интересно новое кино, похожее на жизнь. Это мы и пытались сделать. Видимо, получилось.

О съемках фильма договорились на удивление быстро. Я приготовил предложения и пришел к Константину Эрнсту, а он все одобрил. Это было неожиданно, потому что ранее у меня был совсем другой опыт общения с продюсерами. Сразу вместе с большой командой авторов начал писать сценарий, придумывал сюжетные линии и дополнительных персонажей. Повезло, что на стадии написания сценария получилось поехать в Дагестан — когда писал, понимал, где именно будут съемки, пообщался с местными, и получилось очень продуктивно. Съемки начались в феврале 2012 года, а готовую историю сдали уже через девять месяцев.

Какие темы помимо миграции можно затронуть, чтобы снять актуальное кино? О чем снимать, чтобы возродить российское кино?

— Актуальное кино — это кино для взрослого зрителя о болезненном и остром. Любая болезненная тема подойдет. Пока большинство таких сериалов создаются за границей — "Больница Никербокер ", "Гладь озера", "Игра престолов" или "Массовка" с национальным неполиткорректным, но правильным юмором.
Однако в возрождение российского кино я верю, потому что Россия — удивительная стана. Здесь надежда как птица Феникс всегда возрождается из пепла. Нас показывают, и это хороший знак. Я готов надеяться.

Лента новостей
0