Генетики: тяжелое детство сокращает жизнь

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкИсследование хромосом в лаборатории генетики
Исследование хромосом в лаборатории генетики - Sputnik Южная Осетия
Связь между длиной теломер и проблемами в детстве говорит о том, что социальная обстановка может сильно влиять на продолжительность жизни и ее качество, выяснили ученые.

ЦХИНВАЛ, 4 окт — Sputnik. Лишения и тяжелые испытания в детстве преждевременно старят клетки человека и ослабляют защиту ДНК, сообщает РИА Новости со ссылкой на исследование генетиков, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Теломеры — это концевые участки хромосом, находящихся в ядре каждой клетки человеческого организма. Теломеры защищают ДНК от повреждений. При каждом делении клетки они становятся короче, когда их длины оказывается недостаточно для нового деления, клетка погибает.

Николай Казимиров и Анатолий Гэинэ - Sputnik Южная Осетия
Ученые поняли, как вредные привычки отца влияют на работу ДНК детей

Относительно недавно ученые обнаружили, что длина теломер и их состояние могут меняться не только с возрастом, но и в результате различных процессов в организме, связанных с депрессией, бедностью и стрессом. При этом, чем сильнее были симптомы психического расстройства и чем дольше они сохранялись, тем короче были теломеры. К примеру, теломеры жителей "гетто" в Аместердаме в среднем на 100-170 букв короче, чем у обитателей благополучных районов города.

Илай Путерман (Eli Puterman) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и его коллеги проверили, влияют ли стрессовые ситуации, перенесенные в детстве, на длину теломер и здоровье клеток.

Для этого ученые проанализировали ДНК почти 4,6 тысячи пожилых американцев и американок, принимавших участие в одном из масштабных исследований старения, измерили длину теломер в их хромосомах и поинтересовались у них, каким тяжелым было их детство и как часто им приходилось преодолевать трудности в первые годы жизни.

Ученые подсчитали, на сколько продлевает жизнь отказ от мяса

В число этих проблем входили самые разные факторы — недостаток денег у родителей, потеря отца или матери, алкоголизм или наркомания родителей, периодические или постоянные побои со стороны родственников или сверстников в школе, подростковый криминал и прочие негативные факторы. Помимо проблем в детстве, ученые проследили и за невзгодами во взрослые годы жизни, изучив частоту обращений участников эксперимента в медицинские и социальные службы.

Как показал этот анализ, часть неблагоприятных факторов в детстве и взрослой жизни действительно оказалась связанна с укороченной длиной теломер и ускоренным их сокращением в пожилом возрасте.

Больше всего на этот процесс влияли социальные проблемы в детстве — повышение их сложности и продолжительности на одну условную единицу увеличивало шансы на укорочение теломер на 11%. Что интересно, финансовые невзгоды в детстве и во взрослой жизни слабо или вообще не влияли на этот процесс.

Наличие связи между длиной теломер и проблемами в детстве, как отмечают ученые, говорит о том, что социальная обстановка может сильно влиять на продолжительность жизни и ее качество, влияя через теломеры на предрасположенность людей к развитию хронических воспалений, проблем с сердцем и сосудами, диабетом и прочими опасными заболеваниями. В ближайшее время ученые проверят, так ли это на самом деле, используя данные, собранные в ходе схожих наблюдений в Европе.