Животные в Чернобыле научились жить с радиацией

© Sputnik / Виталий Залесский / Перейти в фотобанкПолесский радиационно-экологический заповедник в Белоруссии
Полесский радиационно-экологический заповедник в Белоруссии - Sputnik Южная Осетия
Биологи выяснил, что организм животных в зоне отчуждения подавляет негативное действие ионизирующего излучения на ДНК, повышая уровень антиоксидантов.

ЦХИНВАЛ, 26 апр — Sputnik. Биологи раскрыли секрет выживания многих видов животных и птиц в "зоне отчуждения" у ЧАЭС — оказалось, что их организм подавляет негативное действие ионизирующего излучения на ДНК, повышая уровень антиоксидантов, говорится в статье в журнале Science of The Total Environment.

"Благодаря нашим и чужим исследованиям в Чернобыле, теперь у нас есть множество примеров того, что существует некий баланс между количеством антиоксидантов в организме животного и тем, как хорошо его тело может защищать себя от радиации. Те виды фауны, которые каким-то образом могут управлять уровнем антиоксидантов, могут использовать эту особенность организма для защиты ДНК от повреждений", — заявил Тимоти Муссо (Timothy Mousseau) из университета Южной Каролины в Колумбии (США).

Чернобыльская зона отчуждения - Sputnik Южная Осетия
Ученый: эксперименты с ядерным топливом чреваты вторым Чернобылем

Муссо и его коллеги, в том числе ряд российских и украинских ученых, участвуют в международной коллаборации "Чернобыль + Фукусима". В рамках программы биологи, физики и специалисты из других научных сфер всесторонне изучают влияние низких уровней радиации, сохраняющихся в "зоне отчуждения" у ЧАЭС и в окрестностях японской АЭС "Фукусима", на здоровье отдельных животных и всей популяции в целом.

Как рассказывают ученые, за минувшие годы им удалось раскрыть несколько интересных и противоречивых эффектов. К примеру, оказалось, что повышенный радиационный фон вызывает рост числа мутаций среди индивидов, но при этом он не влияет на здоровье популяции. Кроме того, оказалось, что птицы и животные совершенно по-разному реагировали на низкий уровень радиации — какие-то пернатые и млекопитающие заметно сократились в численности, а другие, наоборот, начали процветать по причине отсутствия человека в ареале их обитания.

Пытаясь найти причину этих различий, группа Муссо совершила десятки поездок в "зону отчуждения" и окрестности Фукусимской АЭС, а также проанализировала данные, собранные авторами сотен других научных работ по этой теме. Сопоставление результатов этих исследований помогло авторам статьи раскрыть секрет выживания некоторых видов животных и вымирания других.

Как объясняет Муссо, главной причиной появления мутаций при облучении является то, что ионизирующие излучение способствует появлению большого числа молекул перекиси водорода и других агрессивных окислителей, способных проникать в ядро клетки и разрушать ДНК. Для борьбы с ними организм использует различные антиоксиданты — вещества, связывающиеся с окислителями и нейтрализующие их до контакта с генетическим кодом.

Авторы статьи выяснили, что организмы животных и птиц реагируют на появление "лишних" окислителей по-разному. Более того, даже ткани тела у одних и тех же животных, такие как мозг или, к примеру, половые железы, могут различным образом отвечать на постоянно высокий уровень фонового излучения.

В целом, картина была такой — те виды животных, чей организм каким-то образом научился вырабатывать больше антиоксидантов, лучше переносили жизнь в "зоне отчуждения" и почти не страдали от негативных эффектов слабой радиации или даже выходили в "плюс" из-за снижения конкуренции и давления со стороны хищников. В свою очередь, другие виды, в том числе и человек, негативно реагировали на нее из-за неспособности вырабатывать больше антиоксидантов.

Подобный вывод, как считают Муссо и его коллеги, позволяет говорить, что в "зоне отчуждения" и в окрестностях Фукусимы сейчас идет своеобразный естественный отбор — выживают и процветают те виды животных, которые способны подстроиться под повышенный фон и вырабатывать больше антиоксидантов.