"Чувство юмора у меня в маму" - правила жизни Соса Плиева

© Sputnik / Анна КабисоваСос Плиев
Сос Плиев - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Директор театра КВН Северной Осетии, писатель

Анна Кабисова, Sputnik

Мой обычный день выглядит так: встал, отвез маму на работу, детей в школу и садик, поехал позанимался спортом, поехал на работу — посмотрел, что все в порядке, все работает, пообщался с 10 000 людей в день на разные темы. В переписке или лично, какая разница. Интернет, с одной стороны, сужает пространства, а с другой — расширяет круг общения и экономит время.

А когда у нас игры или концерты, то распорядок тот же самый, только все намного быстрее. И так как игры и концерты у нас всегда, то всегда все намного быстрее.

Чувство юмора у меня в маму

У мамы оно весьма специфическое и иногда даже я не могу понять, она шутит или говорит серьезно.

Чувство юмора есть у всех людей и даже у дельфинов, но я еще ни разу не видел дельфина, который шутит. Просто кому-то из людей оно надо, а кому-то — нет. Поэтому у некоторых чувство юмора не развивается и чахнет. Без этого конечно можно прожить, я таких людей регулярно наблюдаю, но меня они пугают. Научиться шутить может любой, потому что это технология. Включите телевизор, там тысячи людей шутят. В Интернете гляньте, и там миллионы людей шутят. По-разному. Но шутят.

Есть люди, которым все равно — есть интернет или нет

Да, у меня есть зависимость от интернета, но я не борюсь с ней, а какой смысл? Интернет стал частью нашей жизни и с этим надо смириться.

Есть люди, которым все равно — есть сеть или нет, и иногда я им завидую.

Я понимаю, что если какое-то время не выйду в сеть, то не пропущу ничего такого. На эту тему есть старый английский анекдот: "Два джентльмена идут по берегу Темзы и вдруг в подворотне кричат:"помогите!" Они останавливаются и один из них говорит: "Сэр, мне кажется, кто-то кричит". "Да кто-то кричит" — отвечает второй. "Возможно, нам надо пойти и посмотреть?". "Зачем?— отвечает второй. — Завтра мы все прочитаем в утренней газете".

© Sputnik / Анна КабисоваСос Плиев
Сос Плиев - Sputnik Южная Осетия
Сос Плиев

Конечно, я чувствую ответственность за то, что пишу. Когда тебя читают 20 человек — это одно, а когда 20 тысяч — совсем другое. Те люди которые живут вне Осетии, они в том числе через меня воспринимают республику, город.

Маирбек Маилютович хвастается мной

Тестю Маирбеку Маилютовичу мои тексты о нем читают вслух жена и соседи. Конечно, он смеется, но сам мне об этом никогда не скажет, он так воспитан. И согласно своему воспитанию, он не должен проявлять много эмоций. Да, он гордится мной и даже хвастается, что у него такой зять. Наверное. Хотя первое время, несколько лет до свадьбы, на вопрос знакомых, кто это провожает до дому его дочь, он говорил, что это его племянник.

Для меня мой тесть — воплощение осетинского Мужчины. Настоящего.

У него незаконченное высшее образование, но при этом он очень начитанный. Он "подкован" во многих областях, плюс еще наличие жизненного опыта делает общение с ним всегда интересным. У него дома огромное количество книг. Сейчас мои дети таскают у него книжки и все они с его личным штампом — раньше было принято ставить экслибрис. Я знаю, почему он бросил институт — ему надо было кормить семью и он уехал в Казахстан на заработки. Тогда ведь Союз был единым пространством и все ездили по стране, чего сейчас нет, к сожалению. Мы не знаем что происходит за пределами 200 километров от нас.

Тот улыбчивый парень, который выстегнул чемпиона

Я сейчас скажу страшную вещь, но мы никому не интересны настолько, насколько думаем. В России живет 145 млн человек, а нас со всеми диаспорами в мире — всего около миллиона.

Мы не станем интересны просто так, только потому, что у нас горы, пироги и величие предков.

Нам нужны медийные люди, медийные проекты, то, что работает на популяризацию республики и нации. Как мне кажется, нужен сплав традиционности и передовых технологий.

У нас есть Гергиев, который никогда не стесняется говорить, что он осетин. Есть Газзаев, да, он скандальный сейчас, но нас знают, и по нему, в том числе.

Сейчас самый "медийный" человек из Осетии — это Мурат Гассиев. В отличие от многих известных спортсменов, он не "ведется" на публике. Мурат очень обаятельный и открытый. И он становится одним из символов Осетии, про которого говорят: "О, это тот улыбчивый осетин, который "выстегнул" очередного Чемпиона".

Так вот. Нам во всех отраслях нужны "Гассиевы". Профессиональные, обаятельные и медийные. Не только в спорте, но и в науке и искусстве.

Когда кричат: "на баррикады!", интересуюсь: "Не идиоты ли вы?"

У меня есть гражданская позиция и мне не все равно что происходит в стране и республике, но я считаю, что реальность надо менять в реальности, а не в интернете. Интернет — всего лишь инструмент. Очень эффективный, но только инструмент.

Я уверен, что политическая система в России сейчас очень неустойчивая и хоть я "фетровый", но все-таки историк, и понимаю, что долго так продолжаться не будет, к сожалению, или, к счастью. Такими темпами, все закончится плохо — либо революцией и массовыми беспорядками, либо массовыми беспорядками, а потом революцией. А мне этого не хочется. Многие кричат сейчас: "на баррикады! долой!".

Ребята, революция — это не весело. Это не значит "вот сейчас мы тут на баррикадах до вечера, а потом домой спать и телек смотреть". Любая революция — это хаос и жертвы. Поломается все, к чему мы привыкли, что и чего не замечаем. И если это начнется, то вместо того, чтобы кофе пить и болтать, мы бы сейчас с тобой кошку ловили, чтобы убить ее и съесть. Я бы ее поделил и мы бы пошли детей кормить. А вот те милые люди, которые сидят за соседним столиком, пытались бы нас убить, ограбить и отнять нашу кошку.

Я часто слышу мнение: "да нет, у нас такого не будет! Время сейчас другое!". Люди, вы что, даже в школе историю не учили? Откройте любой учебник по истории России и почитайте период начала 20 века.

© Sputnik / Анна КабисоваСос Плиев
Сос Плиев - Sputnik Южная Осетия
Сос Плиев

К 1913 году Россия начала развиваться технически, Столыпин к тому времени жестоко подавил всякое инакомыслие, вот, сейчас заживем, сказали россияне, а потом начались первая мировая война, а уже через три года той страны не стало, она исчезла. Империя закончилась.

А если бы в 1985 году сообщили, что через 7 лет нашей самой сильной и справедливой страны не станет, ни я, никто другой бы этому не поверил.

И когда говорят, что сейчас все по-другому… Нет ничего "другого" и не дай Бог, что-нибудь такое случится.

Я надеюсь, что люди, которые руководят страной, понимают все эти процессы. И не доведут нас до состояния, когда мы будем готовы есть кошек ради перемен.

Исторические закономерности и причинно-следственные связи никто не отменял

Меня пугает уровень дремучей необразованности большой части сограждан.

Вот читаю в ФБ, что "в 1917 году проклятые большевики свергли царя", и мне хочется спросить: "Вы совсем двоечники?" Вообще-то, это были не большевики, а просвещенные граждане, представляющие передовой буржуазный класс, очень либерально настроенные. Они из монархии сделали конституционную республику. Но это образование получилось слабым и раздираемым амбициями революционеров. А большевики, посмотрев на все происходящее, взяли и забрали власть. Потому что сильные всегда будут забирать у слабых. Хоть леденец, хоть власть. Исторические закономерности и причинно-следственные связи никто не отменял. Еще никому в мире не удалось обмануть эти закономерности.

Я никогда не ругаюсь с "гаишниками"

Вороватые чиновники не из космоса прилетели. Это наши братья, сестры, соседи. И попав в систему, вдруг понимают, что они — просто клерки, от которых требуется только одно — выполнять свой узкий функционал. А это же обидно — осознавать, что ты всего лишь часть механизма. И в случае дефекта, тебя просто заменят.

Я никогда не ругаюсь с "гаишниками", потому что понимаю, что функции этого человека, представляющего репрессивную часть государства —зафиксировать мое правонарушение и передать его другому клерку, который взыщет с меня деньги. Другое дело, когда этот клерк чувствует себя большой властью и хочет большего, чем ему приписано полномочиями и законом.

У большинства чиновников весьма скромные зарплаты и говорить, что все они без исключения воруют — бред. Во-первых, на всех просто не хватит, а во-вторых — кто ж им даст?

Давай обойдемся без этих громких слов

Проблема нашего государства на мой взгляд, в том, что основная масса чиновников — это некомпетентные, ленивые, инертные люди. Но при этом с ничем не подкрепленными амбициями. Ну, то есть, если парень или девушка не знают, чем им заняться после ВУЗа — то они идут работать в госструктуру. А потом годами страдают от того, что их недооценили.

Если человек активный, тот, кого называют пассионарием, то он вряд ли будет сидеть в кабинете и довольствоваться зарплатой в 15-20 тысяч рублей.

У нас это все осложняется незыблемым принципом: главное чтобы был предан. И получается, что набрали верных, а спрашивают, как с умных.

У меня есть несколько друзей, которые являются бюрократами в хорошем смысле слова, для меня они небожители, потому что знают механизм работы государственного аппарата, они настоящие патриоты и любят свою работу. Но есть и такие, которые вовсе не осознают свою ответственность перед людьми и государством. Как-то возник у меня вопрос, который не мог решить один из представителей исполнительной власти. Я попытался объяснить этому человеку, что от этого нерешенного вопроса, страдает репутация государства. А он мне ответил: "давай обойдемся без этих громких слов". Но для меня это не громкие слова, я действительно считаю, что этим бездействием мы приносим вред государству и люди еще раз скажут, что "все как всегда".

Чиновник — это нудная, поступательная, многолетняя работа, результаты которой можно будет увидеть только спустя много лет. Это не шоу-бизнес, так не бывает, что власть скажет: "а давайте мы станем патриотами России", все скажут: "давайте!" и станут.

В какой-то момент город поймет, что ему не нужен и шериф

Единственная возможность быть легитимным для любого президента или главы — быть выбранным народом. И рано или поздно наша республика к этому вернется. Нет другого варианта. Взаимная степень ответственности между властью и народом — это то, без чего нормальное общество развиваться не будет. Ну, может быть, конечно, диктатура, как форма правления, но, опять таки, диктатура — это ненадолго.

А сейчас смотрите, как низок уровень доверия к государству и власти. И все чаще люди стали подменять собой государство. Это пока в основном на уровне благотворительности заметно. Но в какой-то момент город поймет, что ему не нужен и шериф, зачем платить ему зарплату, ведь бакалейщик, торговец гробами и звонарь прекрасно вешают бандитов сами. От души. Это все прожито другими странами, зачем мы пытаемся искать какой-то свой путь, вместо того чтобы учится на чужом негативном опыте?

При этом не работают у нас многие схемы, которые работают на Западе, или на Востоке. Мы слишком разные. Мы развивались исторически не параллельно: в то время, как на Кавказе появилось Аланское царство, где-то там, где сейчас Киев, скифы с гуннами резали друг друга, а в Китае уже был порох и люди там в театр ходили.

Южная Осетия — это государство упущенных возможностей

Для меня Южная Осетия — это государство упущенных возможностей. Это же так круто, что в 20 веке удалось создать государство, ведь, в принципе, это нереально — все уже поделено. А тут республика с маленькой территорией, компактным населением, объединенным одной целью — как из нее не сделать заповедник?!

Я немного знаком с Олегом Джерихановичем Тезиевым, у него государственный склад ума, именно он — яркий пример пассионария, и полагаю, что его идея сделать из Южной Осетии — эко-парк "Алания" вполне может стать реальностью.

Сейчас они одеты в узкие джинсы, у них длинные волосы и скейт в руках

Если ты сейчас пойдешь на проспект, сядешь на скамейку и будешь наблюдать за пацанами, то увидишь, что многие одеты в узкие джинсы, у них длинные волосы и какие-нибудь скейты в руках. Старшие братья этих пацанов, в их возрасте, вот таких били ногами за то, что на них узкие джинсы. Еще недавно. Я этот период застал. Все очень быстро изменилось, потому что мы вслед за Россией стали частью чего-то большего.

Хороша глобализация или плоха? Как и любое явление оно не состоит из двух цветов. Что-то мы теряем, что-то приобретаем. Главное — соблюдать баланс.

Сам себе рекламное агентство

Когда ко мне приходят люди и просят, чтобы я сделал им рекламу в Интернете, то есть два условия, чтобы я согласился. Мне должно быть это интересно и люди должны быть мне симпатичны.

Когда мне говорят, а не мог бы я написать, что у них хороший магазин, я отвечаю: "ну, мог бы, а зачем?" Они абсолютно искренне говорят: "вы популярный очень и вот вас почитают, придут к нам в магазин и у нас продажи сразу повысятся". А продают они, к примеру, фисташки.

Я им говорю, что не ем фисташки. А они просят: "ну что вам трудно что-ли". Я отвечаю, что это будет неправдой с моей стороны. И это не кодекс какой-то, а здравый смысл. Кто поверит в такую рекламу?

Когда я работал в рекламном агентстве "Зебра", то у меня процентов тридцать тех, кто пришел заказать рекламу, уходили, не заказав ее, я объяснял им, что реклама не поможет, если у вас нечего рекламировать, наладьте сперва бизнес.

К примеру, были люди, которые пришли и сказали, что делают стальные жалюзи. Стальные. "А как они работают?" — спросил я. Они мне показывают их, а это просто две стальные створки толщиной в 5 см, окрашенные в коричневый цвет — уродливые до невозможности. Я спрашиваю, а сколько они стоят и они говорят сумму, за которую можно поставить ролеты на электроприводе, причем на все окна. Я им это объясняю, а они говорят, ты ничего не понимаешь, это надежней.

Я им говорю, "пацаны, мы живем с вами не в Претории, это не ЮАР, где надо на ночь закрывать окна и подводить к ним электрический ток, это же Владикавказ, здесь никто не штурмует дома". Я очень долго их отговаривал, но они стояли на своем, в итоге мы сделали им рекламу, никому стальные жалюзи оказались не нужны и потом они приходили и предъявляли претензии. Нет, ошибаюсь, все-таки в одном доме во Владикавказе есть стальные жалюзи.

Все тату-мастера, как и бармены, — хорошие психологи

Татуировку я сделал в 30 лет, когда мне показалось, что надо что-то поменять в жизни. Вместо того, чтобы похудеть, (а я был отвратительно жирным) я почему-то решил, что надо сделать татуировку. Я сейчас не жалею об этом. Татуировку я не выбирал, мне ее нарисовала мастер, когда слушала мои размышления о том, чего бы мне хотелось. Все тату-мастера как и бармены — хорошие психологи, потому что умеют слушать.

© Sputnik / Анна КабисоваСос Плиев
Сос Плиев - Sputnik Южная Осетия
Сос Плиев

Если ты в осознанном возрасте совершаешь такие поступки, то значит, что ты пришел к этому. Если мой ребенок в 16 лет скажет мне, что хочет сделать татуировку, то у него должна быть очень серьезная аргументация. На аргумент вроде: "Я понял, что жизнь — дерьмо, я хочу сделать на спине пегаса, который в зубах несет окровавленный кинжал, и это спасет мой внутренний мир", я скажу: "Ты придурок? Иди книжку лучше почитай".

Своим детям я стараюсь прививать здравый смысл

Я предпочитаю проводить время с детьми не дома, а на открытом пространстве. Такая территория должна отвечать следующим параметрам — там должно быть много места, немного опасных предметов, чтобы Давид, когда бегает, не навредил себе и окружающим. Там должна быть еда. Возможность укрыться от палящего солнца. И отсутствие громкой музыки, меня это раздражает. Постепенно Владикавказ превращается в комфортный город, где есть кафе с открытыми площадками, дендрарий, парки.

Своих детей я старательно убеждаю в том, что плохие оценки это не та вещь, из-за которой надо мучиться. Это всего лишь учеба. Я боюсь родителей, для которых "двойка" ребенка — это личная трагедия. Я старшей дочери Дане честно признаюсь в том, что я ей не помощник в алгебре, потому что математику не понимаю, хоть убейте, и она к этому относится снисходительно и когда я прошу ее что-то объяснить, то она объясняет.

Я детей не воспитываю, я стараюсь прививать им здравый смысл. Не уверен, что это хорошо, так как они начинают ко всему относиться слишком критично. И ставить все под сомнение. Старшей дочке уже 14 лет, она уже девушка взрослая как бы, и если она спрашивает, почему не может оставаться на улице после 9 вечера, то у нас происходит такой диалог:
"— Дана, в 9 часов вам надо быть дома.

— Ну мы же во дворе. Там безопасно.

— Да. В 9.

— Но все же во дворе.

— Да.

— Можно мы еще погуляем?

— Нет.

— Почему?

— Ты видишь свою мать?

— Да.

— Когда мы начали встречаться, ей было 17 лет и мы встречались 8 лет и за все это время, она ни разу не пришла домой после 9 вечера.

— Серьезно?

— Да, если не веришь, позвони деду и спроси".

И это работает.

Я, кстати, до сих пор не знаю, почему Сима должна была возвращаться не позже 9, но я уверен, что так было не потому, что ей не доверял отец, а потому что она уважала авторитет отца. И что я буду его оспаривать? Это первое плохое, что можно сделать в отношениях со своей девушкой.

У нас, осетин, и так много разделений, начиная с ущелий и заканчивая районами

Меня крестили в детстве, когда это еще не было мейнстримом.

Я не могу назвать себя воцерковленным человеком, но при этом я четко понимаю, что воспитан на христианских ценностях — та литература, которую мы читали в школе и институте, она же вся базируется на христианских ценностях. Нет ни одного автора, в том числе советского, у которого бы эти христианские ценности оспаривались и не выражались в той или иной форме. В основе их нормальная поведенческая матрица — не будь "мудаком", если совсем упростить и опустить до примитивного уровня. И такие ценности есть в любой религии.

Мне все равно, какого вероисповедания человек ровно до момента, когда он говорит, что его религия истинная, а все остальные — нет. У нас, осетин, и так много разделений, начиная с ущелий и заканчивая районами, давайте еще делиться по религиозному принципу.

То же самое и про нации могу сказать. Я не люблю тех людей, которые как-то извращают понятие патриотизма и подменяют его национализмом. Такой, знаете, ущербный национализм, построенный не на любви к своим, а на унижении чужих. Мерзкая штука.

Однажды я видел (это было не у нас), как на сцене сломали человеку челюсть за то, что он пошутил про Пасху. Вышел человек читает стендап и шутит про Пасху. Из зала ему говорят: "братан, не шути про это, пожалуйста". А он решил, что можно послать как в Америке и "послал". Тот мужик из зала вышел на сцену и молча "вынес" ему челюсть.

И заметьте. Это не был исламский радикал из запрещенной ИГИЛ. Это был православный человек.

Смеяться над религией — это вообще "жесть". Я всегда говорю ребятам, которые начинают заниматься юмором, вы можете шутить про что угодно, но когда вы хотите пошутить про религию, то должны сто раз подумать. А когда они спрашивают, а что будет, если мы пошутим, я всегда привожу в пример "Шарли Эбдо". Количество желающих "пошутить" сильно уменьшается после этого. Я надеюсь, что дело не в страхе, а в том, что люди осознают ответственность.

Если звезды сойдутся

Я бы хотел написать сценарий и снять кино, но это слишком долго и мне лень. Я же не писатель, у которого всегда есть потребность творить. Когда эта потребность возникает, то я сажусь и пишу. Если звезды так сойдутся, то я обязательно это сделаю.

Лента новостей
0