Рейды и повторные нарушения: глава Югосетпотребнадзора о работе в первом квартале 2024-го

© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкПроверка продукции в магазине. Архивное фото
Проверка продукции в магазине. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.04.2024
Подписаться
В первом квартале текущего года Югосетпотребнадзор провел ряд проверок функционирующих в Цхинвале объектов торговли, общественного питания, медицинских учреждений и других заведений на предмет соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований закона о защите прав потребителя. О результатах проверок и их последствиях для предпринимателей – в материале Sputnik.

Прошедшие проверки

Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Югосетпотребнадзор) проводит проверки, ссылаясь на законы о защите прав юридических лиц, о защите прав потребителей и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Проверки бывают плановые (объекты торговли продуктами питания и заведения общепита, а также коммунальные объекты проверяются раз в три года) и внеплановые (проводятся на основании заявления, жалобы от потребителя, по требованию прокуратуры, суда и по заявлениям других соответствующих органов).

Так, с начала этого года были проведены и плановые проверки, согласованные с генеральной прокуратурой Южной Осетии в конце 2023 года, и внеплановые (рейдовые) проверки. Последние тоже были согласованы с Генпрокуратурой и проводились в объектах торговли и общественного питания - проверялось наличие ценников и сопровождающих документов на товар. Другие рейдовые мероприятия, также прошедшие в первом квартале года, организованы были по требованию прокуратуры города Цхинвал и касались проверки выполнения санитарно-гигиенических требований в объектах изготовления хлебобулочных изделий.

"И те, и другие проверки уже закончены. По объектам торговли и общественного питания на наличие ценников и сопроводительных документов за месяц были проведены проверки 42 хозяйствующих субъектов. Из них в 20 объектах были выявлены нарушения", - говорит глава Югосетпотребнадзора Марина Кочиева, добавляя, что, учитывая размеры города, сохранить фактор неожиданности при таких проверках практически невозможно - и не удивительно, что в последующих объектах этих нарушений проверяющие уже не застают.
Покупатель в магазине. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.04.2024
Кто и как защищает права потребителей в Южной Осетии

Гигиена в пекарнях

Что касается второй части проверок - санитарного состояния пекарен, включая пекарни торне, - их провели в 18 объектах. Во всех объектах были выявлены нарушения требований к санитарно-техническому или санитарно-гигиеническому состоянию, были даны предписания к устранению нарушений. В 13 объектах же были составлены протоколы и приняты меры административного воздействия в виде штрафов.

"Нашими сотрудниками на лабораторные исследования были отобраны 141 [лабораторный] смыв, из них в 16% были выявлены бактерии группы кишечной палочки, золотистый стафилококк… Нами были приняты меры административного воздействия. По всем нарушениям также даны предписания, даны сроки устранения этих нарушений, и нашими специалистами по истечении этого срока будут проводиться повторные контрольные мероприятия по выявлению нарушений", - подчеркивает Марина Кочиева.

При серьезных нарушениях - в частности, если речь идет об угрозе жизни или здоровью потребителя - материалы проверок направляются в суд для приостановки деятельности объекта. В прошлом году решением суда был на месяц закрыт один объект торговли, в этом году еще по одному объекту документы уже направлены в суд.
Проверка продукции в лаборатории Роспотребнадзора - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2024
Как защитить свои права в Южной Осетии при покупке товаров

Роль потребителей

По словам главы комитета, в основном нарушения выявляются во время внеплановых проверок, которые проводятся после получения комитетом жалобы от потребителей. В таком случае, в отличие от плановых мероприятий, комитет не предупреждает предпринимателя о грядущей проверке, а значит, времени "замести следы" у недобросовестных заведений просто нет. Однако, несмотря на многочисленные справедливые возмущения потребителей, с начала года в комитет была подана всего одна подобная жалоба, добавляет Кочиева.
"Многие не знают свои права, многие стесняются, многие, может, не верят в справедливость защиты их прав, кто-то ленится… Но граждане должны понимать, что мы не можем постоянно проводить рейдовые проверки. Для этого должны быть основания, которые прописаны в законе о защите прав юридических лиц", - объясняет глава Югосетпотребнадзора.

Повторные нарушения

Другая проблема: многие предприниматели, "попавшись с поличным" один раз, не спешат исправлять нарушения, и на следующей проверке сотрудники комитета вновь обнаруживают те же проблемы. Хотя, казалось бы, требование повесить ценник с указанием актуальной стоимости товара - чуть ли не наименьшее из того, что должен выполнять предприниматель.
"Самое элементарное - чтобы в объектах не было просроченной продукции, чтобы в объектах все ценники были расставлены, чтобы цены на товаре и на чеке соответствовали друг другу, чтобы санитарно-гигиеническое состояние в объекте было удовлетворительное, чтобы персонал вовремя проходил медосмотр", - говорит Кочиева, подчеркивая, что если бы предприниматели выполняли эти минимальные требования, у потребителей было бы гораздо меньше возмущений.
Кочиева называет подобное поведение предпринимателей безответственностью и неуважением к тем, кого они обслуживают.
Глава Югосетпотребнадзора о работе ведомства и проблемах потребителей в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2024
Глава Югосетпотребнадзора о работе ведомства и проблемах потребителей в Южной Осетии
Лента новостей
0